СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Самообразования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Современные этапы самообразования педагога»

Просмотр содержимого документа
«Статья Самообразования»

«Современные этапы самообразования педагога» «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег


Совершенствование качества обучения и воспитания в колледже напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют преподаватели – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие
педагога к самообразованию:Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие учащиеся пропускают занятия не из- за того что предмет неинтересный, а из-за того что преподаватель не может заинтересовать учащегося.Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
Телевидение, газеты, журналы, литература, интернет, видео, аудио информация на различных носителях. Платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты. Путешествия.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Если представить деятельность учителя в области самообразования
списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:
-Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
-Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
-Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. -Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть
список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно): -повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество );
-разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, сценарии, программы, исследования
;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
;
-доклады, выступления
;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
;
- выработка методических рекомендаций по применению новой
информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
;
- создание комплектов педагогических разработок
;
- проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Самообразование педагога будет продуктивным если:

- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. - Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). - Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. 
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. 
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвитии.
В начале каждого учебного года все преподаватели колледжа выбирают «Тему, над которой работает преподаватель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислять весь этот список, можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
-название темы

-цели

-задачи

-предполагаемый результат

-этапы работы

-сроки выполнения

-действия и мероприятия, проводимые а процессе работы над темой

-способ демонстрации результата проделанной работы

-форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других преподавателей.
Самообразования в случае, когда преподаватели имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у преподавателя есть возможность не только использовать информационно- коммуникационные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с

подключением в интернет.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
- Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической,

методической и научной информации.

- Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц,

работающих над аналогичными проблемами.

- Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести преподавательскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.

- Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов,

необходимых преподавателю в работе.

- Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют перечень тем для работы преподавателя в процессе самообразования
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно- коммуникационной технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших преподавательских кабинетах и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной преподавательской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независим от времени и пространства.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит педагогу, самое главное – это желание преподавателя работать над собой и способность преподавателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом,

приобретенными в процессе самообразования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!