Самообразование и творческое развитие в процессе профессиональной подготовки
Преподаватель высшей категории
Основы микробиологии
и иммунологии Ломакина М.И.
В основе непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности. Самообучение - осознанная творческая деятельность по овладению способами познавательной, коммуникативной и других видов деятельности, приобретению на этой базе необходимых знаний, навыков и умений и формирование качеств, обеспечивающих саморазвитие личности.
Что такое самообразование
Самообразование — это сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование. Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной учебной работы, которая характеризуется организационной и познавательной самостоятельностью студентов. Организационная самостоятельность проявляется в умении правильно организовать свой режим дня, поставить цель, спланировать и выполнить учебную работу. Она включает в себя овладение такими необходимыми элементами культуры умственного труда, как умение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить свое время, физические и духовные силы. Целостное представление о сути самообразования будущих специалистов связано с взаимовлиянием вычлененных компонентов этого процесса: цели и мотивы, содержание самообразования, умения самообразования, самоорганизация, самоконтроль. Необходимо отметить наличие самовлияния личности на содержание указанных частей и взаимосвязей между ними.
Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Та же в процессе самообразования в свете подготовки к будущей деятельности студенты по собственной инициативе усваивают дополнительные объемы знаний, приобретают знания и умения использования современной вычислительной техники, необходимые для самостоятельной работы на производстве и для дальнейшего самообразования.
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде. На основании этого существует 4 вида самообразования
Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту.
Познавательное – познание окружающего мира.
Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).
Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.
Цели и задачи самообразования
К задачам самообразования можно, по нашему мнению, отнести следующее: знакомство с содержанием профессиональной деятельности; углубленное знакомство всех учебных дисциплин, особенно дисциплин профессионального цикла; воспитание качеств, характеризующих специалиста по выбранной профессии; стремление познакомиться с проблемами производства; написание научной студенческой работы; углубленное формирование системы умений, связанных с профессиональной деятельностью.
Цель самообразования может быть различной:
Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний. Это самоцельное самообразование.
Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.
Среди мотивов можно выделить следующие:
- мотивы успеха;
- мотивы преодоления профессиональных затруднений;
- мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;
- мотивы профессионального признания;
- карьерные мотивы, другие мотивы.
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере.
Познавательная самостоятельность выражается в готовности изучать материал без посторонней помощи. Ее формирование происходит тогда, когда усвоение осуществляется не путем механического запоминания, а с учетом психолого-педагогических закономерностей усвоения знаний, на основе овладения следующими познавательными умениями:
- умение наблюдать предметы и явления окружающего мира, выделять их признаки и свойства;
- умение сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, запоминать его и самостоятельно делать выводы;
- умение осуществлять контроль за результатами своей учебной деятельности.
Овладение умениями самостоятельной работы и рациональной организации учебной деятельности является признаком сформированности культуры умственного труда у обучающихся и предпосылкой для дальнейшего самообразования.
В процессе обучения преподаватель формирует мотивацию обучающегося, который учится в соответствии с целями преподавателя и своими мотивами. Благодаря интенсивной саморефлексии в самообучении активно взаимодействуют мотивы познания и достижения цели, при котором в качестве смыслообразующего мотива деятельности выступает активный познавательный интерес. Механизм самообучения приводится в действие противоречием между сформированным активным познавательным интересом и уровнем развития личности, недостаточным для удовлетворения этого интереса.
Непосредственным побуждающим моментом к самообучению будущего специалиста является изменение его отношения к себе и к деятельности, осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя.
Список использованной литературы
1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А.Я.
Айзенберг. – М.: Высшая школа, 2018. – 126 с
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В. И.
Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2016. – 608 с
3. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного
процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М., 2016
4. Коджаспирова, Г.М. Сущность профессионального самообразования / Г.М.
Коджаспирова // В кн.: Профессиональное творчество педагога: Материалы
научно-практ. конф. – 2015. 20-21 окт. – С 128.
https://revolution.allbest.ru
https://spravochnick.ru
https://elar.urfu.ru