Семья и будущее России
Попова Ольга Мануиловна, преподаватель обществознания, права
Лаврова Таисия Ивановна, преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «КТСиТ»
В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и церковь. Семья – это прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоится на прочных устоях семьи. Учитель Церкви и выдающийся педагог святитель Филарет говорил, что «государство – это семейство семейств». А семья древнее государства, которая имеет свою историю. Она не возникла в одночасье. Ее особенности формировались веками и несут на себе отпечатки разных исторических периодов и культурных традиций. По отношению к жизни государственной, семейная жизнь – это корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, надо, чтобы корень был крепок». Государство имеет нравственную основу, так как, из почтения к родителям рождается уважение к государству, любовь ребенка к матери – залог любви к Отечеству, детское послушание – это приготовление к служению Родине. Во все времена и всех народов экономическая, политическая стабильность государства зависела от прочности семьи. А прочность семьи – от духовно – нравственного состояния людей, из которых она состояла. Здоровая и крепкая семья – это первая и главная ячейка общества и государства. Самое сильное и организованное государство приходит в состояние упадка и разрушается, если в нем разложена семья и нет прочных устоев семейной жизни и воспитания.
Можно привести в пример исторический факт существования могучего Римского государства. Он возрастал и укреплялся до тех пор, пока жены римлян готовы были умереть за чистоту супружеских отношений. Но когда в отношения проник порок, великий Рим пал под натиском варварских племен, народом, стоящим в своем положении намного ниже, но соблюдающим нравственные законы семейной жизни. Если семья крепкая и воспитание ведется на здоровых началах, то и при большом внешнем разрушении форм государственной жизни народ остается жизнеспособным и может восстановить государственную мощь и единение. Так, для греческого народа, который веками не имел собственного государства, семья всегда была островком любви, который спас греческий народ в четырехвековой борьбе за свою независимость от турецкого ига.
Для процветания государства необходимо, чтобы большинство семей были благополучны. Какой же должна быть семья для процветания общественной и государственной жизни? Она должна быть прочной, моногамной, многодетной, экономически самостоятельной, культурно – традиционной, верующей. Однако в настоящее время российские семьи переживают нелегкие времена. Состояние многих из них можно назвать кризисным: растет число разводов, многие пары живут в незарегистрированном браке, невысокая рождаемость (по сравнению с советским периодом), в стране ежегодно совершается несколько миллионов убийств нерожденных младенцев, дети рождаются больными, в несколько раз увеличилось количество сирот при живых родителях, не уменьшается число детей – наркоманов, имеет место повальное увлечение пьянством, курением, процветают такие страшные болезни как туберкулез, сифилис, СПИД. Это все одна цепь событий, которая начинается грехом, а заканчивается гибелью. Непомерный эгоизм и гордыня человека, его желание получить все удовольствия этого мира приводят к тому, что он забывает о своем высоком предназначении на Земле, о своей душе, о необходимости продолжения рода человеческого, о любви и милосердии к ближним. Брак – это чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак – это место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, начинают осуществление единой жизни. Двое вдруг делаются отдельной личностью, единым семечком, из которого впоследствии вырастает дерево под названием Семья. Одной из самых важных черт современной жизни нашего общества является отсутствие какой – либо государственной или хотя бы общепризнанной идеологии. Но воспитание без духовной идеологии практически немыслимо. Идеология предполагает наличие идеалов (т. е героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо). Идеология как система воспитания может быть христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников, на примере соблюдения заповедей. Пусть наше общество еще не готово к тому, чтобы полностью придерживаться христианского образа жизни и воспитывать детей на примере православных святых, но нужно помнить, что если в семье не будет никакой духовной установки, то может произойти непоправимое. Дерево растет стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым. Душа ребенка требует примеров для подражания. Если мы не дадим их детям и не будем следить за тем, что им предлагается в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему бы мы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы, чтение книг – вот что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами. Любой яркий образ оставляет в душе ребенка глубокий след. Ребенок все впитывает, особенно он запоминает поведение взрослых и подражает ему. Для подрастающего поколения семья должна быть школой любви и положительного познания мира, школой освоения духовных и нравственных ценностей, школой создания новых семей молодым порастающим поколением. А поведение взрослых оставляет желать лучшего. Сейчас многие родители считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в «тепличных» условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившихся на него испытаний». Или: «Ну, запрещу я ему смотреть телевизор, а он придет к друзьям и будет там смотреть, открыв рот то, что дома не разрешают. Лучше уж пусть дома все смотрит, зато будем знать, что с ним творится. А запретный плод – он всегда сладок». Конечно, главная задача воспитания не в запретах. Задача как родителей и учителей заключается в том, чтобы развить у ребят вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы ребенку самому неприятно было смотреть плохой фильм, сквернословить, обманывать, обижать младших и т. д. Чтобы ребенок мог оценивать ситуацию, ему надо сначала дать образец, от которого он будет все отсчитывать, с которым он будет сравнивать. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Без ограждения детей от негативной информации невозможно говорить о духовном и физическом здоровье общества. Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или искривить. Но пройдет лет 10 – 15 и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Не давать ребенку никакой морали – это то же, что не учить человека языку. Не давая ребенку никакой веры, мы растим его нравственно недоразвитым. За последние десятилетия страна наша стала другой. Успешность ценится выше, чем порядочность, доброта и честность. Новое поколение гонится за обогащением, наживой, но это страшно. И молодежь не виновата, что попала в такие условия. Счастье человека на 90%, если не больше, зависит от его семьи, то того, как он сможет устроить свой дом, какая там будет обстановка. Многие люди, добившиеся замечательных успехов в работе, но не сохранившие из – за этого свою семью и духовную составляющую всей своей жизни, в 40 – 45 лет вдруг встают перед довольно страшным вопросом: а зачем мне все это нужно? А для кого и для чего я живу на этом свете? Правильное устройство внутреннего духовного мира семьи очень важно как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом, потому что взаимоотношения людей между собой напрямую зависят от их отношений внутри семьи. Как человек научился вести себя в семье, зависит от того, как он будет себя вести в обществе. И нам преподавателям говорить о семейных ценностях необходимо на различных уроках. Все зависит от педагога. Если урок ведет учитель, для которого семья – огромная ценность, тогда семейные ценности останутся в душе каждого ребенка. Семья является первичным фактором социализации людей, а здоровая духовная сторона семьи является своего рода маяком, который показывает правильные пути и духовные ориентиры для счастливой жизни – как временной, земной, так и вечной.
Список использованной литературы
Белкин А.С. Нравственность, здоровье, семья. Основы нравственного выбора. – Екатеринбург: Из - во УрГУ. – 2000. С.55.
Бушмелева Е.А. Свет матери, высокий и прекрасный // Интегральная педагогика, 2011. – С.66 - 69
Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под ред. М.М. Малышевой. - М., 2001. - С. 474.
Иерей Дмитрий Моисеев, монахиня Нина (Крыгина) Нравственные основы семейной жизни: экспериментальное учебное пособие 10 – 11 кл./ Сост. Д.А. Моисеев. – Екатеринбург: Изд –во Екатеринбургской епархии, 2010.- С.291.
Иерей Дмитрий Моисеев, монахиня Нина (Крыгина) Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): экспериментальное издание/ Сост. монахиня Нина (Крыгина). – Екатеринбург: Изд –во Екатеринбургской епархии, 2008.- С.705.
Иерей Иоанн Шишлянников Сила государства – в крепости семьи// Церковь, семья, общество, 2010. – С.25.
Ильин И.А. Основы христианской культуры. Путь духовного обновления. СПб. Санкт – Петербург: Изд – во «Шпиль», 2004. - С. 352.
Крылова Е.О. Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу// Глинские чтения, 2007. – С. 34 – 38.
Крылова Е.О. Семья – это ответственность// Глинские чтения, 2007.- С. 50 – 53.
Меморандум Международной научно – практической конференции «Семья и будущее России» (Екатеринбург, 3-4 февраля, 2004 г.) – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2004. – С.16.
Пархоменко К. Современная семья: между безответственностью и жертвенностью// Фома, 2009.- С. 22- 23
Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - Вып 1. - С.102-120.