А.Х.Самигуллина
ФГБОУ «БГПУ им.М.Акмуллы» (г.Уфа)
«СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 И 11 КЛАССАХ»
Как известно, уже на протяжении нескольких лет выпускники 11 классов проходят государственную итоговую аттестацию по русскому языку в форме единого государственного экзамена. Единый государственный экзамен впервые был апробирован на территории Российской Федерации в 2001 году и в нем приняли участие лишь пять её субъектов, постепенно ЕГЭ охватил остальные регионы страны и, начиная с 2009 года, ЕГЭ стал основной формой итоговой аттестации школьников по образовательным программам средней общеобразовательной школы.
Главным преимуществом ЕГЭ является то, что результаты экзамена являются определяющим фактором при поступлении в вузы. Кроме того, ЕГЭ является своеобразным «двигателем прогресса», предъявляя все новые требования к результатам обучения, нацеливая учебный процесс на решение актуальных задач. ЕГЭ успешно решает также такие проблемы как обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников, разгрузка выпускников - абитуриентов за счёт сокращения числа экзаменов, в том числе вступительных при поступлении в вузы и сузы, государственный контроль и управление качеством общего.
Итоговая государственная аттестация учащихся играет важную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена позволяет не только унифицировать саму аттестацию, но и дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в знаниях.
Внедрение ЕГЭ в качестве обязательной формы итоговой аттестации выпускников одиннадцатых классов потребовало серьезных изменений в системе образования. Изменения коснулись и порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. В 2014 году, выпускники 9 классов впервые в обязательном порядке начали сдавать государственную итоговую аттестацию в форме ГИА. Начиная с 2015 года, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов проводится в форме ОГЭ (основной государственный экзамен) и ГВЭ (государственный экзамен). ОГЭ по русскому языку, так же как и ЕГЭ по русскому языку, является обязательным для сдачи и влияет на получение аттестата о среднем общем образовании.
Преемственность между ОГЭ и ЕГЭ обеспечивается основными подходами (компетентностным, коммуникативно-деятельностным, когнитивным и др.) к построению экзаменационных моделей и составляется на основании требований нормативных документов, традиций отечественного образования, а также современных тенденций в оценивании результатов обучения.
Общие системные подходы предполагают реализацию системы принципов в построении модели экзамена: принцип содержательной и структурной валидности, принцип объективности, принцип соответствия формы задания проверяемому элементу; в том числе общедидактических принципов (принцип учета возрастных особенностей учащихся, принцип соответствия содержания экзамена общим целям современного образования, принцип научности), а также соблюдение требований к тексту как к измерительному инструменту.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в школе необходимо разработать комплексную программу, в которой будут учитываться все необходимые аспекты.
Прежде всего, следует отметить, что подготовка к государственной итоговой аттестации школьников в условиях современной системы образования начинается уже в начальной школе, это говорит о том, что подготовка будущих выпускников к итоговой аттестации в 9 и 11 классах во многом зависит от общей работы педагогов.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ предполагает проведение ряда необходимых мер, таких как:
постоянное информирование выпускников об изменениях порядка проведения ОГЭ и ЕГЭ, содержании КИМ;
организация подготовки к ОГЭ и ЕГЭ на факультативах по русскому языку;
включение тестовых заданий в содержание контрольных работ по русскому языку, причем такую работу следует начинать еще в среднем звене школы;
организация работы с текстом, в которой особое внимание следует уделять умению выявлять проблему текста, а также обучить приемам сжатия текста;
организация подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в рамках мероприятий недели русского языка;
интеграция уроков русского языка и литературы для обогащения речи школьников;
организация научно-исследовательской работы школьников по темам, касающимся ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;
организация пробных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;
использование заданий из ОГЭ и ЕГЭ при изучении соответствующей темы на уроке;
организация индивидуальной работы с учащимися, испытывающими какие-либо сложности при решении заданий;
организация самостоятельной подготовки школьников к итоговой аттестации.
Успешная подготовка школьников к каждой из рассмотренных форм итоговой аттестации предполагает и ряд требований, предъявляемых к самому педагогу:
правильно оценивать знания, умения и навыки школьников на протяжении всего времени обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
вести мониторинг качества знаний с целью выявить наиболее эффективные методы подготовки;
организовать системную работу на протяжении всего времени обучения до момента прохождения государственной итоговой аттестации;
планировать работу по подготовке к государственной итоговой аттестации во время обучения.
Как показывает практика, подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации требует интенсивных усилий, как школьников, так и педагогов. Однако не стоит забывать и об основных преимуществах ОГЭ и ЕГЭ перед традиционным экзаменом. Во-первых, стоит отметить, что сдача ОГЭ и ЕГЭ по силам всем школьникам, так как задания, содержащиеся в КИМ составлены с учетом возрастных требований и полностью соответствуют материалу, изучаемому в школе; во-вторых, форма проведения ОГЭ и ЕГЭ заметно облегчила процедуру поступления в вузы и ссузы, нет необходимости личного присутствия во время приемной комиссии, появилась возможность поступления в любой вуз страны, отправив лишь результаты экзамена; в-третьих, становится возможной прозрачность оценки экзамена, так как все тестовые задания проверяются компьютером, а изложения и сочинения оцениваются независимыми экспертами.