СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья:"СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важность и значимость художественно-эстетического воспитания личности школьника особенно актуальна в наше время. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив, господство поп-культуры, эстетизация зла, психоманипулирование средств массовой информации, глобальная коммерциализация и нивелирование художественной сущности искусства, с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса.

Современная  педагогика в значительной степени ориентирована на использование различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.  Сущность и значимость художественно - эстетического образования состоит в создании, сотворении «второй природы» (т.е. культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие,  соучаствовать в творении добра и красоты  [34]. Художественно - эстетическое образование в школе ориентировано, прежде всего, на  воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Искусство в воспитании человека через проживание художественного образа, обеспечивает развитие его творческого воображения, способности видеть новое в привычном, представлять целое раньше его частей, одухотворять явления жизни и искусства, умение встать на позицию другого человека. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку  [12].

За последние 20 лет содержание художественного образования обновлялось неоднократно, разработаны проекты концепций художественного образования: «Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе»(1991) под руководством Б.М.Неменского; «Концепция образовательной области "Искусство"»(2001) Министерства образования РФ; «Концепция художественного образования Российской Федерации», проект разработан с участием ИХО РАО, принят на уровне Правительства(11.10.2001) и др. Во всех концепциях подчеркивается значимость многостороннего эстетического воспитания детей; важность и необходимость культуры и искусства в образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования.

Переход  к  стандартам  нового  поколения [16] обусловили  необходимость повышения  значимости  художественно-эстетического образования  в  современных образовательных  учреждениях. 

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательная область «Искусство» является базой обновления содержания художественно-музыкального образования, определяет обязательный минимум содержания примерных образовательных программ по изобразительному искусству и музыке, которые в свою очередь становятся основой для составления рабочих и авторских программ.

Обязательный минимум содержания государственного стандарта по искусству впервые раскрывается в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных разделах, определяющих главные позиции художественного образования в школе: основы эстетического восприятия и изобразительной /музыкальной культуры и опыт художественно-творческой /музыкально-творческой деятельности в их единстве. 

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сужающей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта по искусству заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми аспектами, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.  Общие цели образовательной области "Искусство" конкретизируются по предметам "Изобразительное искусство" и "Музыка", отражая специфику каждого вида искусства  [34].

Важными, на наш взгляд являются следующие положения:

  • Стандарт ориентирован на деятельностное освоение искусства, реализующееся в таких исконно творческих видах деятельности как рисование, лепка, художественное моделирование, сообразных  природе ребенка и природе художественного творчества, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие способности, возможности и интересы учащихся. В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого воображения и художественно-образного мышления учащихся, воспитание эстетической культуры, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, раскрытие творческих способностей ребенка, его индивидуальности и дарований. Опыт творческой деятельности учащихся включает в себя актуальные умения и навыки выразительной передачи окружающего  мира с его собственной интерпретацией.
  • В содержании стандарта учитывается личностная направленность образования, впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами. Практическая, жизненная направленность содержания образования обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире.
  • В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.
  • В содержание образования по изобразительному искусству включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства).
  • В содержании образования по изобразительному искусству  учитывается направленность на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков по предмету и способов самостоятельной творческой деятельности, т.е. ключевых компетенций.

Таким образом, вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника начальной школы призвана сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

К сожалению, современная школа не в состоянии реализовать в полном объеме содержание нового стандарта, т. к. по прежнему предметам художественно-эстетического цикла отводится второстепенная роль. Также происходит административно-произвольное сокращение часов, отводимых федеральным базисным учебным планом на музыку, ИЗО, МХК. Причем сокращение происходит как за счет объединения различных классов на уроках, так и более радикальными и менее законными путями. В результате, дети рисуют и не имеют представления об искусстве, не умеют выражать свои впечатления, настроения, отношения с помощью языка искусства. Один час в неделю, отведенный на урок изобразительного искусства базисным учебным планом,  предусматривает ответственность  учителя за высокий уровень в преподавании искусства в школе, раскрытии основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка в преподавании искусства обеспечивается усилением деятельностного компонента, мотивированного личностным эмоциональным опытом ребенка и определяется способностью учителя погрузить ребенка в активное проживание художественных произведений, а не теоретизирование по поводу искусства. Главное - ориентация учащихся на самоопределение и саморазвитие в культуре.   За годы обучения в школе у них должен сложиться образ искусства и убеждение, что без искусства, без творчества в искусстве человек не может развить свои сущностные силы.  И если не увеличить количество часов, отводимых на предметы искусства, если сам педагог не будет творчески подходить к преподаванию, этого результата мы не добьемся.

Несмотря на довольно противоречивое и сложное вхождение предметов искусства в образовательный процесс школы, положительные тенденции все же существуют - возможность расширить и реализовать  за счет указанных в базисном плане часов из раздела «Внеурочная  деятельность» программы социализации учащихся, воспитательные программы художественно-эстетического образования и развития учащихся начальной школы  во внеклассной деятельности.  Так, опираясь на наш практический опыт, мы разработали программу «Творим вместе», направленную на оптимизацию социально-психологического климата в классе младших школьников.  Основная цель нашей работы заключается в определении влияние совместной художественно-творческой деятельности  на социально-психологический климат в коллективе младших школьников. В настоящее время эта проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует как теоретического, так и экспериментального изучения всех ее аспектов. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Очень важно не упустить этот период в жизни младшего школьника, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы в дальнейшем жить и учиться. Однако, к сожалению, в настоящее время этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Успех любой деятельности зависит от её организации, а коллективная работа невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без чёткого представления о композиции будущего коллективного произведения. Организация совместной художественно-творческой деятельности требует от учителя творческого подхода, поэтому очень часто мы используем игровые, ролевые методы и приёмы обучения. Это позволяет активизировать творческий процесс детей, способствует развитию заинтересованности в совместном результате (коллективное панно, композиции, сотворчество с родителями и др.). Организационная структура совместной художественно-творческой деятельности состоит из двух частей. Подготовительная часть совместной деятельности направлена на преодоление затруднений в изобразительной работе участников группы и связана с экспериментированием  художественными материалами (монотипия, примакивание, экспрессивное рисование, кляксография и т.п.). Основная часть совместной художественно-творческой деятельности направлена на оптимизацию социально-психологического климата в классе, это игровая деятельность, коллективно-творческая деятельность (изобразительная деятельность, танцевальные импровизации и театральные постановки и т.п.), направленные как на решение проблем оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.

Следовательно, необходимо предложить учащимся совместную деятельность, которая бы полнее вовлекала их в процесс активного межличностного взаимодействия. Такой деятельностью по нашему мнению должна являться совместная художественно-творческая деятельность средствами артпедагогики. Под артпедагогикой мы понимаем самостоятельную отрасль педагогической науки, изучающей закономерности воспитания и развития человека средствами искусств. В наиболее общем виде она представляется нами как синтез двух областей научного знания - искусства и  педагогики, обеспечивающий разработку теории и практики педагогического коррекционно - развивающего процесса художественно-эстетического воспитания детей, решающий вопросы формирования и развития основ культуры личности через искусство и творческое самовыражение [2]. Основная цель, которую преследует артпедагогика во внеклассной деятельности, является художественное воспитание и развитие детей, формирование основ художественной культуры, а также социальная адаптация личности средствами искусства. Артпедагогика представляет собой эмоционально привлекательный вид художественной деятельности для младших школьников, не содержит официальных требований, учитывая возрастные особенности, оказывает положительное влияние на личность ребенка.

Таким образом, раскрывая содержание стандартов, художественно-эстетическое образование младших школьников базируется: на умении всех участников деятельности отстаивать свою точку зрения, не отвергая позиции друг друга,  и принимать рациональное решение, т. е. обмениваться опытом и взаимообогащаться; на диалогическом взаимодействии между участниками творческого процесса; в создании и участии в игровых ситуациях; гибкости поведения, доброжелательности, внимательности, наблюдательности, чуткости, требовательности, искренности. Даже небольшой опыт в этом направлении даёт нам основание подчеркнуть большое значение коллективно-творческих занятий в работе для регулирования психологического климата в классе и создание образовательной среды, способствующему творческому самовыражению всех субъектов образовательного процесса.

                             

        Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.  - М., 1981
  2. Брикунова С.С. / Современные технологии и инновации в развитии творческих способностей  детей младшего школьного возраста. // Известия ЮФУ научно-педагогический журнал   - 2009  - №7.- С. 177-182.                               
  3. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение.  М., 1990
  4. Колякина В.И. методика организации уроков коллективного творчества.М.,2002. С.27,35.
  5. Малахова И.А. Способность к творчеству. Одаренность, талант. Ч. 1 Минск.,2002-С.34.
  6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.  М., 1996
  7. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО http://www.standart.edu.ru; http://fgos.isiorao.ru
  8. Штомпель В.Г. Развитие художественно-эстетического воспитания как органической части гуманистического образования. М.,2009.С.34.
  9.  Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет.  М., 2003.С.12.