СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Социальное проектирование в школе как фактор социализации обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, умеющего отстаивать свои права. Одним из путей становления активной гражданской позиции обучающихся является включение их в социально значимую проектировочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Социальное проектирование в школе как фактор социализации обучающихся"»

Социальное проектирование в школе как фактор

социализации обучающихся.

Автор: Савельева Ирина Анатольевна,

учитель иностранного языка.

Главное в школе, это воспитание. Если человек воспитан, то он обязательно повышает свой интеллектуальный уровень, он хочет учиться. Действительно, воспитание нравственного, творческого, инициативного, компетентного человека, формирование его способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности – именно это должно стать приоритетной задачей каждой школы.

Успешный человек должен уметь самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Проектная деятельность в воспитательной работе помогает реализовать эти задачи.

В переводе с латинского языка «проект» — буквально «брошенный вперед». А в словарях — это «план, замысел, текст или черчения чего-то, что передаст его созданию». В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у него выйдет) ставит человека в роль исследователя, творца, активизирует его способности, а если это коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных взаимоотношений.

Относительно школы проект — это взаимная научно-познавательная творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель и согласованные средства деятельности и направленные на достижение общего результата. Для ученика проект становится возможностью максимального раскрытия творческого потенциала. А для учителя – средством не только развития и обучения ребёнка, но и его воспитания и социализации.

Что дает использование проектной деятельности в воспитательной работе школы и класса?

Во-первых, инновации в воспитательной деятельности позволяют включить большой процент школьников, как в воспитательный, так и в учебный процесс в целом.

Во-вторых, проектная деятельность помогает как можно лучше организовать целенаправленное сотрудничество в воспитании будущего поколения через активную, творческую деятельность.

В-третьих, каждый проект позволяет увидеть в обыденном, что-то новое, рассмотреть объект исследования под другим углом зрения. Он (проект) развивает умение, способности и мышление школьника; открывает новые возможности и раскрывает скрытый потенциал каждого; помогает совершенствоваться, общаться и прислушиваться; поддерживает и дает уверенность в себе, веру в свое «я».

И, в конце концов, в отличие от традиционной системы, которая рассматривает воспитательные вопросы с интеллектуальной стороны и только потом — с эмоциональной, в проектной деятельности основные моральные принципы (чуткость, обязательность, ответственность за принятые решения) основываются на действии, их нужно «прожить»

Таким образом, воспитательный проект оказывает содействие интенсивному развитию самостоятельности учеников, активному становлению их интеллектуально-творческих способностей и в целом обогащении личности, формировании ее социально значимых качеств.

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс воспитательной работы в школе, можно выделить три основных подхода. Проект может:

• использоваться как одна из форм внеклассной деятельности;

• быть альтернативным способом организации воспитательной работы;

• интегрироваться в традиционную систему воспитания.

Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Он может наглядно быть презентован в виде стенда, брошюры, альбома, радиопрограммы, видеофильма, театрального спектакля — в зависимости от поставленной цели.

Рассмотрим этапы реализации проекта:

1 этап – постановка цели (мотивация).

На первом этапе педагогами определяется цель проекта, обсуждаются возможные варианты выполнения проекта, а для ребят формулируется конкретное задание.

2 этап – работа по проекту.

На втором этапе организуется непосредственная работа. Большое внимание на этом этапе уделяется формированию навыков коллективной работы, через коллективное обсуждение, планирование распределение ответственности по микрогруппам, стимулируются также проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

3 этап – представление материалов.

Выполненные проекты представляются на общем мероприятии, после чего подводится итог: что удалось, что не очень, на что необходимо обратить внимание в следующий раз.

В МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска уже в течение нескольких лет разрабатываются и реализовываются воспитательные проекты класса и школы. В классной воспитательной системе 11б класса проект существует уже 6 лет.

Что же являлось решающим в использовании проектной технологии в воспитательном процессе нашего класса? Составляя и анализируя план воспитательной работы классного руководителя, было выявлено ряд проблем: отсутствовала единая структура плана; планируемые мероприятия не были связаны между собой, многие из них имели случайный характер и не соответствовали цели и задачам воспитательной работы ни школы, ни класса. Говорить о комплексной системе воспитания не приходилось. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, было решено внедрить в воспитательный процесс проектную деятельность.

Классным руководителем разработан педагогический проект «Проектная деятельность как альтернативный способ организации воспитательной работы». В рамках данного проекта в 6 классе вместе со своим классным руководителем Савельевой Ириной Анатольевной ребята разработали проект «Поколение ИКС: инициативные, креативные, самостоятельные». Ключевыми делами данного проекта стали:

1. Подготовка и проведение праздника «День матери» в рамках общешкольного праздника «День семьи» (ноябрь)

2. Классный час в форме проектной деятельности «Я, ты, он, она- вместе дружная страна!» (январь)

3. Классный час- общение «Мы активные, креативные» (февраль)

4. Подготовка и проведение открытого внеклассного мероприятия: Создание мини проекта «Школа-шаг в будущее», как конечный продукт проекта и подарок к юбилею школы в 2012 году (март- апрель)

В 7 классе был успешно реализован проект «500 олимпийских искр знаний», который был посвящён предстоящей Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Ключевыми делами данного проекта были следующие мероприятия:

1. Участие в «Малых Олимпийских играх» (сентябрь)

2. Участие в Олимпийской неделе (апрель)

3. Участие в спортивных праздниках, акциях, соревнованиях (в течение года)

4. Классный час с презентацией «Сочи 2014» (ноябрь)

5. Конкурсная программа «Олимпийские игра- праздник спорта» (январь)

6. Викторина «История Олимпийских игр» (март)

Результатом работы над проектом стала:

1. Подготовка и проведение классных часов в 3 классе «Олимпийские игры - праздник спорта» (февраль)

2. Подготовка и проведение мероприятия для 3 классов «От истоков Олимпийских игр древности до Олимпийского движения в России» (март)

В 8 классе обучающиеся совместно с классным руководителем работали над проектом «Мы вместе - класс!» Проект состоял из 6-ти подпроектов:

1. «Программа классных часов» в рамках проекта

2. «Поездки-путешествия»;

3. «Наши размышления»;

4. «Наш классный дом»;

5. «Наши достижения».

Чёткое планирование системы классных часов в рамках программы;

1. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия, формирующие командный дух (участие в спортивных соревнованиях, поездки в ледовый дворец «Звёздный»; совместные путешествия в Санкт- Петербург и в Москву);

2. Написание эссе о школе, классе и одноклассниках; рефлексия;

3. Тематическое коллективное оформление классной комнаты к различным праздникам, участие в конкурсах на лучшее оформление, создание благоприятной атмосферы в классе;

4. Коллективное создание «Классного портфолио».

Был разработан следующий тематический план программы классных часов:

1. Вместе весело шагать

2. Кто я...какой я?

3. Толерантность.

4. Мы и конфликт.

5. Дружба.

6. Мы- команда!

В 9 классе традиционно большое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, поэтому совместно с ребятами был разработан проект «Газета в классе». В течение учебного года было выпущено 4 номера классной газеты «Вклассе». Школьная газета- это важное средство общения между сверстниками. Она играет ту же роль, что и пресса в обществе: она помогает сформировать гражданскую позицию, воспитать в ребятах любовь к родному краю, его истории и культуре, приобщает к литературно- исследовательской работе, развивает в ребятах творческие и коммуникативные способности. Кроме того, она выполняет и образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки журналистской деятельности. На страницах своей газеты ребята печатали свои литературные творения, делились открытиями, рассказывали об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе, классе.

Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, умеющего отстаивать свои права. Одним из путей становления активной гражданской позиции обучающихся является включение их в социально значимую проектировочную деятельность.

В 2014- 2015 учебном году обучающиеся 9В класса стали участниками XV Всероссийской Акции «Я - Гражданин России».  В 2015 году со своим социальным проектом «Сквер Спортсменов» ребята заняли 3 место на муниципальном этапе Акции, 3 место в муниципальном конкурсе социальных проектов «Будущее нашего района» и были награждены дипломами Главы муниципального района «Сосногорск». В 2016 году ребята стали Лауреатами II степени Всероссийского интеллектуально – творческого конкурса социальных проектов, а также Победителями II Всероссийского конкурса проектно- исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2016».

Свой проект обучающиеся 10б класса Волгарев Андрей, Замыслов Михаил представили на конкурсе проектов учащихся школ, лицеев, гимназий в рамках III Республиканской конференции по обществознанию «Чтобы действовать», которая состоялась 24 марта 2016 года в Институте гуманитарных наук при поддержке Центра культурных инициатив «Югор» и Молодежного центра г. Сыктывкара. Для победы ребятам не хватило малого - реализации проекта. Свои проекты ребята представили также на заседании Молодежного Совета Муниципального района «Сосногорск» и получили высокую оценку и поддержку.

В 2015 – 2016 учебном году девочки тогда 10б класса Мартыновская Александра и Слотина Елизавета вместе с классным руководителем Савельевой И.А. разработали проект «Учитель – это Призвание», который был представлен на муниципальном этапе XVI Всероссийской Акции «Я - Гражданин России» и занял III место и получили Сертификат участников республиканского этапа XVI Всероссийской Акции «Я - Гражданин России». Со своим проектом «Учитель – это Призвание» Мартыновская А. и Слотина Е. уже стали Лауреатами I степени Всероссийского интеллектуально – творческого конкурса социальных проектов. В 2016- 2017 учебном году проект был представлен на муниципальной научно- практической конференции «Открытие» (секция: Социальный проект), где занял 1 место. Проект «Учитель – это Призвание» стал участником Республиканского конкурса молодежных проектов 2016. Для участия в заочном этапе конкурса поступило 77 заявок по 8 номинациям. 20 лучших проектов были отобраны на очный этап конкурса, среди них и проект «Учитель – это Призвание» Защиту проекта на очном этапе конкурса, который состоялся 14 декабря 2016 года в конференц-зале Дома дружбы народов г. Сыктывкара, представила Мартыновская Александра.

Таким образом, педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем: во-первых, это воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям; во-вторых, проекты - это опыт разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки, в том числе и опыт работы с информацией, и умение планировать и распределять работу во времени, навыки сотрудничества и самопрезентации; а также, проекты – это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного, успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.


Источники:

1. http://www.vorenok.ru/

2. http://alscoolalssam.narod.ru/

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года.

4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы

5. Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

6. 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, МОДУЛЬНОЙ, РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Автор составитель: Ванюкова Н.А., методист https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_tehnologiya_napisaniya_obscheobrazovatelnoy_modulnoy_rabochey-524678.htm





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!