СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Сравнительная характеристика народных кукол в русских и хантыйских традициях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В традиционной русской  и хантыйской народной  кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь. Кукла-оберег –  символ добра, красоты, защиты от зла и беды, сопровождала человека  на протяжении всей его жизни. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков,  которые помогали   понять и освоить сложный, опасный, но прекрасный и притягательный окружающий мир. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сравнительная характеристика народных кукол в русских и хантыйских традициях"»

Лангепасское городское муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»

Нижневартовского района Тюменской области

Ханты-Мансийского округа-Югры







Сравнительная характеристика

народных кукол в русских и хантыйских традициях



подготовила

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна







г. Лангепас

2016



Сравнительная характеристика народных кукол в русских и хантыйских традициях.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы-обереги является только малой частью культурного наследия народа, но очень значимой, так как с ними связаны определённые обряды и традиции, которые строго соблюдались каждым народом. Кукла-оберег – символ добра, красоты, защиты от зла и беды, сопровождала человека на протяжении всей его жизни. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков, которые помогали понять и освоить сложный, опасный, но прекрасный и притягательный окружающий мир.

Вид куклы

Русская кукла

Хантыйская кукла

Игровая и обрядовая кукла




1.

Кукла в технике скрутки

Только лицо куклы в технике скрутки (сначала светлую ткань скручивали, затем цветную накладывали сверху в виде платка), а также голову у куклы мог заменить клюв водоплавающей птицы

2.

Основой для кукол могла служить зола, сухая трава, солома, крупа

-

3.

Прикрывали головы на куклах платком

Прикрывали головы на куклах платком

4.

Кукла должна быть очень плотной - показывать твёрдость русского характера

-

5.

Обряжали в простой традиционный русский костюм

Обряжали в традиционный хантыйский костюм (женский и мужской в малице). Много украшений из бисера и меха в виде орнаментов. Наблюдается стилизация и демонстрация мастерства

6.

Нет ног, могут быть пустотелые руки

Нет рук и ног

7.

С 5-6 лет дети сами делали себе куклы, начиная с самых простых - скруток

В более раннем возрасте, с 3 лет, дети сами изготавливали кукол


8.

-

Игровые куклы несли роль оберегов


9.

Игровые куклы участвовали в процессе воспитания

Игровые куклы участвовали в процессе воспитания

Куклы-обереги

Куклы-обереги безликие. У куклы не должно быть лица (нет глаз, носа, рта)

У куклы не должно быть лица, но могут быть полоски


1.

Изготавливались из ношеной одежды человека с положительной энергетикой

Изготавливались только из новой ткани, т.к. коренные жители верили, что ткань может нести отрицательную энергетику, если использовать одежду другого человека


2.

Кукла, в основе которой могло быть полено из «чистого дерева» - берёзы «Столбушка»

Таких кукол нет. Только для рожениц изготовлялись куколки из гриба- чаги


3.

Изготавливались без применения колющих и режущих предметов. Иголка может использоваться при изготовлении одежды, но не самой куклы

Изготавливались без применения колющих и режущих предметов. Иголка может использоваться при изготовлении одежды, но не самой куклы


4.

Оборачивали куклу красными нитями, тесьмой по часовой стрелке нечётное количество раз

-


5.

Все куклы завязывали и обматывали нечётное количество раз (3,5,7 раз), узелков должно быть три

-


6.

Красный цвет – обережный. На одежде обережную смысловую нагрузку нёс одинарный или двойной крест из тесьмы или красных нитей спереди или сзади

-


7.

Куклу «Бессонница» клали в кровать, когда ребёнок начинал плакать

Только куклу из гриба-чаги для рожениц могли впоследствии положить в колыбель для защиты

На основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

  1. В традициях русского народа можно выделить 3 вида кукол: игровые, обрядовые и куклы-обереги, в традициях хантыйского народа - только игровые, которые были и обереговыми.

  2. Технологии изготовления традиционных кукол русского и хантыйского народов, за некоторым исключением, очень схожи.

  3. У хантыйского народа на языческую веру имела влияние русская христианская культура, поэтому прослеживается некоторая схожесть и в народных куклах.

  4. Куклы имели большое значение в жизни русского и хантыйского народов.

В традиционной русской и хантыйской народной кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь.



Неоценимую помощь в сборе информации, в сравнительном анализе и освоении технологии изготовления народных кукол оказали специалисты по методике клубной работы музейно-выставочного центра нашего города, Елена Юрьевна Семененко и Яна Михайловна Зиновьева.

Использованная литература:

  1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. «Русская тряпичная кукла».- Культура и традиции, 2007. -120 с.

  2. История и культура хантов/ под ред. Н.В. Лукиной.-Томск: Изд-во Томского университета, 1995 .- 162 с.