СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения в системе СПО"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является анализом двух методов обучения в системе среднего профессионального образования. Поможет педагогу определиться с выбором метода воздействия на подсознание учеников.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения в системе СПО"»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна


Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения, используемых в среднем профессиональном образовании


В среднем профессиональном образовании используют множество методов изложения изучаемого материала. И из всего этого многообразия необходимо найти оптимальный для себя метод воздействия на сознание учащихся, чтоб максимально точно и в то же время интересно донести до них знания.

В данной статье я проведу сравнительный анализ и попытаюсь показать все минусы и плюсы двух методов: метода проблемного изложения и объяснительно-иллюстративного метода. По моему мнению, это наиболее часто используемые методы изучения материла системы СПО.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств практического показа способов деятельности. Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Достоинства метода состоят в том, что во-первых, он относится к традиционным методам обучения. Преподаватель может преподнести большее количество информации для большой аудитории слушателей. Во-вторых, применение наглядных пособий позволяет визуализировать услышанную информацию и лучше её понять и запомнить. Мозговая деятельность студента направлена только на усвоение и запоминание излагаемого материала, ему не надо самому размышлять над поставленной перед ним задачей. Его задача состоит лишь в том, чтоб внимательно слушать преподавателя, запоминать новый материал.

Но при всех его положительных сторонах есть и подводные камни.

Во-первых, не вся аудитория студентов вовлечена в процесс обучения, преподавателю сложно определить все ли понятно студентам, в связи с тем, что передача информации идет в одном направлении. Так как объем знаний усреднен, т.е. рассчитан на «среднего» по степени интеллектуальных возможностей студента, не всем процесс познания нового материала становится интересен. Сильным студентам уже не интересен, а слабым- еще. Преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания, студенты часто «засыпают» на лекциях. Умственная деятельность в этом случае на уровне узнавания, а уровень знания – «знание-знакомство».

Рассмотрим теперь метод проблемного обучения. В чем же его преимущества и слабые стороны?

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет учащихся осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение занятия работает на мотивацию к обучению.

Преподаватель обозначает проблематику и задачи темы, тем самым вовлекая в процесс всех, или большинство, студентов. Ставя перед обучаемыми цели, он тем самым пробуждает интерес к теме занятия и усвоение нового материла происходит активно, в отличие от объяснительно-иллюстративного метода. Занятие может носить элементы спора, беседы, дискуссии. Здесь присутствует двусторонняя передача информации. Умственна деятельность на уровне применения, а уровень знания- «знание-умение». Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

-Формирование у студентов необходимого объема знаний, умений и навыков;

-Развитие творческого мышления;

-Развитие навыков самостоятельной работы;

-Развитие способности к самообучению;

-Формирование исследовательской активности

Из недостатков методики можно выделить следующие:

-стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;

-требуется больше времени для усвоения нового материала

-занятия по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;

-метод проблемного обучения действует только тогда, когда у учащихся уже есть база знаний.

Данный метод рассчитан на более инициативных, заинтересованных в получении новых знаний, студентов. Более «слабые» учащиеся, даже каким-то образом вовлеченные в беседу, могут не понимать сути и смысла новой темы. Им приходится «зубрить» материал, чтоб не сильно выделяться на общем фоне. А такое запоминание не приводит к продуктивному и плодотворному применению полученных знаний на практике, так как «заученная», но не понятая информация, не подлежит долговременной памяти. Следовательно, слабым или ленивым студентам этот метод сложен.

Безусловно, для такой самостоятельности мышления  необходимо создать  условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим студента активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать  его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. И к такому подходу, в первую очередь должны быть готовы и педагоги, и ученики. 


Литература:
1.Лазарева, И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. - 2004. -№ 3. - С.52–60.
2.Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.

3. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.