СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Стихия куклы - движение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для руководителей театральных студий, кружков.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Стихия куклы - движение"»

Стихия куклы — движение

Основная стихия куклы — движение. Кук­ла «оживает» в тот момент, когда начинает двигаться. Движение, имеющее цель, задачу, смысл,— это уже действие. Сценическое движение куклы — всегда какое-нибудь действие. Читая хорошую кукольную пьесу, мы пони­маем, что за словами персонажа (не ремарками автора, а именно словами персонажа) кроются то действия, которые эти слова сопровождают. Очень важно уметь заранее предвидеть, какие действия пьеса предлагает кукле, потому что кукла не все может сделать. Ни в одном моменте пьеса не долж­на предлагать такие действия, которые окажутся невыразительными в сце­ническом поведении куклы. Только при этом условии нам не придется заставлять куклу делать то, что ей несвойственно. Предлагаемые ей действия должны быть такими, чтобы она их выполняла, что называется, «с удо­вольствием». Тогда и зрителям будет особенно интересно наблюдать, как кукла играет: как она смотрит, как идет, поворачивает голову или даже просто стоит (ведь и поза ее должна быть выразительной!). Вся эта «пар­титура» физических действий и составляет основной выразительный язык куклы. (Здесь речь идет не об общей действенности пьесы, событиях и конфликтах, хотя все это тоже очень важно для кукольной пьесы, но имен­но о детальном развороте каждой сцены в движении.) Таким образом, мы говорим об особом — не словесном, а пластическом — воплощении сюжета, об особой оригинальности сюжета, то есть цепочки действии, к кукле.

И слово, которое в кукольном театре, так же как и в «человеческом», чаще всего является необходимым средством для характеристики персона­жа, должно быть, как говорит Образцов, «поводом к поведению куклы. Это но значит, что ему не придается значения, что произносимый куклой текст может быть бессодержательным, невыразительным и своем звучании, не точным, не поэтичным. Нет, литературные достоинства необходимы в кукольной пьесе, так же как и в любой другой. Но литературный текст, не переведенный (или непереводимый) в пластическую жизнь куклы па ширме, остается просто текстом, он не сливается с куклой, и сама кукла в силу этого становится мертвой. Право же, никому не интересно смотреть па неподвижную куклу, за которую кто-то невидимый говорит хотя бы и самые умные слова.

Итак, характер персонажа в кукольной пьесе, построенный обычно на концентрации одного-двух черт и к тому же почти не изменяющийся на протяжении пьесы (кукла ведь, повторяем, не любит психологических нюансов, мелкие детали в психологической характеристике не так же излиш­ни, как и в костюме), должен проявляться прежде всего в поведении кук­лы, в поступках героя. Этот герой должен быть написан автором так, чтобы художнику было увлекательно рисовать его, воплощать его внешний облик в пластике куклы и ее движениях, актеру — «оживлять» его, режиссеру — строить с ним мизансцены, а всем вместе — выражать в нем свое опреде­ленное отношение к жизни. II тут мы снова подошли к теме нашего недав­него разговора — о наблюдении жизни, о свежести взгляда, мысли, об от­крытиях, которые необходимы автору кукольной пьесы для того, чтобы выразить в ней «жизнь человеческого духа. Ведь другой задачи у искус­ства нет.