Стратегии оценивания для обучения
как средство повышения учебной мотивации школьника.
Подготовила: Коврига С. В., учитель начальных классов. Б-Чураковская сш., Алтынсаринский район, Костанайская область.
В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников.
М.Барбер
Преподавание не мыслится без оценивания. Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения. Формативное оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Стратегии оценивания — это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях учащихся. Для более эффективной оценки учащихся следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты. На разных этапах учебной деятельностииспользуются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе.
В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. В частности, составляем кластеры, таблицы Знаю – Интересуюсь – Умею, диаграммы, карты и многое другое. Такие виды работы любимы многими моими учениками, ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. На своих уроках я применяю различные стратегии оценивания, позволяющие понять мне, как дети усвоили тот или иной учебный материал. На уроках английского языка учащимся особенно нравятся такие стратегии оценивания как «Диаграмма Венна», «Синквейн», «Древо мудрости» и другие. Применение данных технологий способствуют не только развитию критического мышления, но и сознательного отношения к учебе.
«Диаграмма Венна» является одним из действенных стратегий оценивания. Она позволяет учащимся на основе анализа сделать выводы о различиях и сходствах языкового явления. Данный вид работы представляет собой высокий уровень по таксономии Блума. «Синквейн» как стратегия, кроме вышеперечисленных достоинств, развивает и творческое мышление учащихся.
Провожу индивидуальные беседы с учащимися, интервью с целью проверки уровня их понимания. В результате таких бесед определяю уровень прогресса обучаемого и предпринимаю определенные шаги для улучшения обучения.
Стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.
Если каждый учитель будет стремиться видеть в учениках развивающуюся личность, а не двоечника или троечника, то и дети по достоинству оценят это стремление, и изменения не заставят ждать. Ведь «успех приходит к тому, кто делает то, что любит» М.Форбс.
Следующая группа техник формативного оценивания связана с проведением небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе, индивидуальных заданий. Данный вид промежуточных работ проводила с целью отслеживания уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставления обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в свою деятельность.
Например:
1. Я предложила написать «Трехминутное эссе». Записала один из предложенных ниже вопросов по теме:
(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? (2) Какой вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
2. «Светофор». У каждого учащегося имеются карточки трех цветов светофора. Я прошу ребят показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем прошу учащихся ответить на вопросы:
К ребятам, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
3. «Трехминутная пауза». Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает им возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к……….
Я узнал больше о ………….
Я удивился тому, что……
Я почувствовал …
Я относился к …………
«Упражнение на проверку усвоения нового материала».
Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала учитель просит ребят выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например: (1) Если ученик выбрал квадрат «Обобщить», то я давала следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) Если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то задавала следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»
5. «Обобщение в одном предложении». Прошу учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
6. Учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
7. «Словесная оценка (устная обратная связь»). Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, он может понять, что данный материал или информацию успешно освоил.
8. «Самооценивание». Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
9. «Три хлопка». Данная техника использовалась в том случае, когда выступление учащегося было грамотным, содержательным, интересным. Хлопки производились одновременно всей группой по моей команде. Это позволяло, мобилизовать учащихся, акцентировать их внимание на значимых аспектах в выступлениях их одноклассников, дать объективную оценку за работу науроке.
Эффективное применение формативного оценивания используется для повышения качества обучения учащихся. Это позволяет сделать выводы:
Формативное оценивание, проводимое в группе в рамках различных видов деятельности, дает четкую, объективную и репрезентативную картину умений учащихся и их прогресса.
Формативное оценивание позволяет качественно оценивать учебные достижения учащихся, они должны научиться сами ставить перед собой учебную задачу, найти способы решения и оценить собственные действия и достижения.
В качестве рекомендаций для коллег предлагаю:
Оценивать не учащегося, а его работу. А при оценивании работы, акцент делается на положительные стороны, а не на недостатки.
Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.
Не делайте много комментариев к одной работе.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (третий базовый уровень).
2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения».
4. Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек, 2010.