Статья, разработанная для проведения беседы в 5-7 классах.
Разработчик: Гринева Л.В. учитель музыки ГБОУ школа №60 г.
Санкт-Петербург
«Театрально-концертная жизнь Ленинграда во время блокады»
Ленинград стал фронтовым городом с первого дня войны.
22 июня 1941 года было введено военное положение и в первую же ночь, с 22-го на 23 июня, гулкие выстрелы зениток рассекли настороженную тишину затемненного города, а острые лучи прожекторов прорезали небо; фашистские самолеты стремились проникнуть в Ленинград. Шло формирование народного ополчения. Ленинградская интеллигенция работала на всех участках этого великого народного строительства обороны страны. Театральные портные шили обмундирование для уходящих на фронт бойцов. Композиторы сочиняли песни и марши для воинских частей и актерских фронтовых бригад. В первые недели войны вследствие быстрого продвижения фашистских войск остро встал вопрос о сохранении художественных ценностей Ленинграда.
Уже 23 июня 1941 года в двух крупнейших музеях Ленинграда – Эрмитаже и Русском – стучали молотки, упаковывались сокровища особых кладовых. Своих сил не хватало. Пришлось обратиться за помощью в Союз художников, в Союз архитекторов, в Академию художеств, в Художественное училище, в Педагогический институт имени П.И.Герцена. Из людей, посланных этими учреждениями, были сформированы бригады, которые работали под руководством научных сотрудников музеев. Погрузка в вагоны эвакуируемого имущества Эрмитажа началась в начале июля. С отправкой торопились, т.к. участились налеты на Ленинград немецкой авиации.
Первая очередь имущества Русского музея была отправлена в город Горький.
Между тем положение Ленинграда усложнялось. Во второй половине августа 1941 года, когда фашисты вышли на ближние подступы к городу, началась эвакуация театров, концертных организаций и художественных учебных заведений. Ленинград, с его дворцами, своеобразной архитектурой, золочеными куполами и шпилями, представлялся вражеским наблюдателям прямой целью с точными ориентирами. Надо было сделать неузнаваемыми очертания города, погасить далеко идущие отблески сиявшей позолоты, скрыть, замаскировать многие здания, жизненно важные объекты города. Маскировка была выполнена в основном работниками искусства. В результате Смольный был превращен при помощи огромной сети, на которую нашили большие раскрашенные аппликации, в открытую поляну, с редкими купами деревьев, а местность, прилегающая к Кировскому заводу – в лесной массив. Работы по укрытию памятников были закончены до появления первого снега зимой 1941-42 года.
Несмотря на то, что фронт придвинулся к самому городу, в Ленинграде продолжалась интенсивная театрально-концертная жизнь. После эвакуации художественных учреждений проведенной в августе 1941 года, в городе оставалось еще много театров.
Все театры продолжали работать. Театры не только показывали спектакли текущего репертуара, они прилагали все усилия для того, чтобы создать новый, патриотический репертуар, вдохновляющий ленинградцев на борьбу с фашизмом. Театры продолжали работать и тогда, когда их здания выходили из строя или подвергались особой опасности.
Они перемещались в залы эвакуированных театров и на новом месте продолжали ставить свои спектакли. Работа театров на стационарах прекратилась в декабре 1941-январе 1942 года, когда в городе погас свет. Однако коллективы театральных работников продолжали выступать в воинских частях, на кораблях Балтийского флота, в госпиталях. Но мороз крепчал, и холод в зале стал нестерпимым. Голод был гибельнее налетов и артиллерийских обстрелов. В последующие суровые месяцы умерли 27 артистов. В блокадные зимние месяцы 1941-42 года концерт оказался почти единственной формой выступления артистов.
…Весна 1942 года! Оживилась театрально-музыкальная жизнь Ленинграда. В мае месяце 1942 года закончился ремонт филармонического зала, и туда были перенесены симфонические оркестры. Особенно большую радость доставляли симфонические концерты, по которым так соскучились ленинградцы. Вскоре наладились камерные концерты. Нелегкая сама по себе эта задача осложнилась условиями жизни зимы 1941-42 года, когда стали сказываться результаты длительного голодания и люди валились с ног от истощения. Но немцы неистовствовали – обстрелы в дни великого праздника были особенно сильными и длительными. В блокированном Ленинграде удалось создать даже оперно-балетный театр. Вторично оперный и балетный коллективы возникли весной 1942 года. Спектакль «Евгений Онегин» явился великолепным подарком ленинградцам к 25-й годовщине Великого Октября. Премьера «Онегина» обрадовала ленинградцев не только потому, что они услышали и увидели хороший спектакль, вместе с ним появилась надежда услышать в ближайшем будущем другие произведения русской классики.
Киностудия «Ленфильм» с первых дней войны также приступила к перестройке своей работы, участвуя в общей борьбе с фашизмом. Особое место в киноискусстве Ленинграда блокадного периода занимает документальный фильм «Ленинград в борьбе». Жители блокадного Ленинграда, за исключением нескольких зимних месяцев 1941-42 года, имели возможность смотреть фильмы, вышедшие как в мирное время, так и после начала войны.
Патриотическая тема в годы войны была основной в творчестве ленинградских композиторов. Начало, столь блестяще положенное Д.Д.Шостаковичем, как эстафета было подхвачено другими композиторами. К 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции на конкурс строевых песен и маршей для духового оркестра, объявленный Союзом композиторов и Управлением по делам искусств, было представлено 190 сочинений.
Группа композиторов Балтийского флота оставила о себе славную память. Она не была только узким кругом профессионалов, замкнувшихся в своем творчестве, но постоянно вела массовую работу, руководила самодеятельностью балтийского флота, выпустила за время войны 12 сборников песен.
Композиторы Ленинграда, как и другие творческие работники, заняты были не только своей профессией. Они совмещали ее с обязанностями защитников города. Весна 1943 года принесла с собою и новые надежды. Хотя город после прорыва блокады обстреливался еще больше и злее, жизнь настойчиво брала свое. В блокаду многие ленинградцы переселились в учреждения, где работали, т.к. квартиры их или были разрушены бомбардировщиками, или находились далеко от мест службы. Да и легче в коллективе было делить тяготы, оказывать друг другу помощь.
Многие художники и скульпторы жили в блокаду в помещении Союза художников в доме №38 по улице Герцена.
Художники продолжали работать в области станковой живописи, где господствовала героическая тема. В декабре 1941 года была открыта выставка плакатов, в январе 1942 года выставка картин и эскизов на которых было представлено 126 работ, а в мае 1942 года ленинградцы увидели выставку 876 эскизов на темы партизанского движения, в сентябре 1942 года на выставке «Великая Отечественная Война» экспонировалось 250 работ и наконец в ноябре состоялась выставка, посвященная 25-й годовщине Октябрьской революции, включавшая уже 343 произведения. К 25-ю Окт. Рев. Художественными панно и портретами Героев Советского Союза были оформлены все районы города.
Свой вклад в оборону Ленинграда внесли и архитекторы. Во многих случаях они трудились вместе с художниками. Архитекторы города принимали участие в массовой пропаганде средствами изобразительного искусства, ими были созданы агитационные комплексы на магистралях города, ведущих к фронту: у Московских и Нарвских ворот, у Финляндского вокзала, на Сенной площади, у Гостиного двора. Наиболее трудоемкой была работа архитекторов по обмеру монументов и исторических зданий, находящихся под охраной государства. Этот их труд был оценен по достоинству в то время, когда начали устанавливать на прежние места и реставрировать разрушенные или поврежденные здания и монументы.
В 1943 году в Ленинграде возобновились занятия в некоторых художественных учебных заведениях. Хотя врачебной комиссии пришлось отсеять многих из поступающих, кому не по силам были тренировочные и специальные классные занятия, требующие большой физической выносливости, в целом прием оказался удачным. Впоследствии этот прием дал таких, ныне известных солистов балета, как А.И.Грибов, Т.Н.Легат, и.т.д…
Почти в одно время с Хореографическим училищем начались занятия в Консерватории.
Во всем здании Консерватории отапливался печами-времянками только второй этаж, занятый командой МПВО. В остальном помещении свободно гулял ветер. Бережно сохранилось в течении всей блокады имущество Консерватории, особенно ценные клавишные инструменты, оставшиеся в классах. В учреждениях искусств, оставшихся в осажденном городе, продолжалась научная работа. Продолжалась работа над исследованием стиля русской народной песни, начатая еще до войны. Когда летом 1941 года скульптуры помещались в ящики, а живописные полотна наматывались на валы, музеи располагали еще достаточным штатом специалистов и технических работников.
Предполагалось, что и условия хранения будут сносными. Но жизнь опрокинула все расчеты. Три жестоких блокадных зимы, немыслимые лишения, многочисленные жертвы голода и бомбардировок свели прежний, довольно многочисленный персонал музеев к единицам. Сотрудники совмещали свою работу с трудовыми и военными обязанностями, выпадающими на долю каждого ленинградца. Потери в людях были очень большие. Каждая творческая организация Ленинграда за время блокады лишилась значительной части своего наличного состава.При наступлении второй блокадной зимы у руководства Управления по делам искусств возникла тревога за сохранность музейных ценностей, находившихся в кладовых, подвалах, запасниках и решено было произвести переучет. Но из этого ничего не вышло. В музеи поступали произведения искусства, приобретенные закупочной комиссией. Музейные работники, несмотря на разносторонние обязанности, находили время для организации выставок для издательской работы и научных заседаний. В 1943 году возникла мысль об организации постоянной выставки «Героическая оборона Ленинграда» с перспективой превращения ее в музей В нескольких залах были помещены документы и материалы, рассказывающие о партизанском движении в Ленинграде и Лен. Области. В залах, где были собраны материалы о жизни ленинградцев в период осады города, на стенде были показаны события одного дня – 19 сентября 1941 года, когда в городе 6 раз объявлялась воздушная тревога. Заключительные залы выставки были посвящены последнему этапу борьбы за Ленинград – полному разгрому фашистских войск, державших город в осаде 900 дней.
Большая работа проводилась ленинградскими учреждениями искусств в эвакуации. Ленинградские театры выезжали на новые места, в другие города. Встречены они были очень тепло. Малый оперный театр открыл сезон в Чкаловске (Оренбург)
23 октября 1941 года оперой Верди «Травиата». Позднее других эвакуировались из Ленинграда Театр имени Ленинского комсомола, Театр комедии и ТЮЗ. Театр комедии доставал необходимый ему реквизит у зрителей. На новых местах надо было завоевывать доверие неизвестного зрителя, с его неведомым театру культурным багажом, вкусами и запросами. Театру комедии в этом отношении помогла популярность многих его актеров, оказавшихся известными по кино и в далеких от родного Ленинграда местах. Ленинградская филармония давала свои блестящие симфонические концерту под управлением Е.М.Мравинского и К.И.Зандерлинга в Новосибирске. Ленинградская консерватория, находившаяся в Ташкенте, помимо плодотворной учебной и научной работы, в годы эвакуации, развернула исключительно широкую концертную деятельность, во многом содействуя развитию узбекской музыкальной культуры.
Плодотворно работали в эвакуации ленинградские композиторы. В условиях военного времени, находясь в эвакуации, коллективы ленинградских театров встретились и с рядом трудностей идейно-художественного порядка. Театрами и другими учреждениями искусств велась также большая работа на заводах, в воинских частях, в госпиталях и на фронтах.
Очень интенсивной была работа фронтовых бригад. Все без исключения театры Ленинграда, комплектовавшие фронтовые бригады, включали в них свои лучшие силы, заботливо составляя программы концертов. Особо должна быть отмечена работа, проводившаяся ленинградскими артистами среди тяжело раненых. Большая культурная работа велась в госпиталях не только театрами. Научные работники Эрмитажа в Свердловске, и научные работники Русского музея в Перми прочитали большое количество лекций на темы: «Ледовое побоище», «Суворов», «Отечественная война 1812 года», «Сокровища Третьяковской галереи», «Нашествие Чингисхана» и многие другие. За годы пребывания в эвакуации многое мастера искусства Ленинграда много и напряженно работали, вдохновляя своими творчеством советских людей на новые ратные и трудовые подвиги во имя завоевания победы над фашисткой Германией. Ленинградские театры, музеи, учебные заведения и концертные организации оставили яркий след в культурной жизни тех городов, где они трудились во время войны.
Искусство осажденного Ленинграда стало символом неистребимой воли к жизни, горячей веры русских людей в грядущую победу над ненавистным врагом.