СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья . Тема «Игры и игровые моменты в начальных классах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом настоящем человеке скрыт ребёнок,

который хочет выйти и начать играть!

Ф. Ницше

Просмотр содержимого документа
«Статья . Тема «Игры и игровые моменты в начальных классах».»

Полатова Санабар Абдикаримовна

Учитель начальных классов ОСШ им М Горького

Статья .

Тема «Игры и игровые моменты в начальных классах».

В каждом настоящем человеке скрыт ребёнок,

который хочет выйти и начать играть!

Ф. Ницше





 

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. 
В мире, который становится информационным, учитель должен дать возможность детям познавать мир сквозь призму игровых ситуаций. 
Использование игровых технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. 

Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. МЫ убеждена, что принуждению не должно быть места в школе. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребёнка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

   





Надо сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Конечно, за этим стоит огромный, самозабвенный труд учителя, постоянный поиск. Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей.

     Ещё Сухомлинский говорил «Игра – не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

     Над темой «Игры и игровые моменты на уроках» я работаю на протяжении нескольких лет. Она выбрана мною, так как игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она облегчает процесс усвоения знаний, помогает сделать учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение.

В.А.Сухомлинский писал: «...Нельзя требовать от ребенка невозможного. Любая программа по любому предмету - это определенный уровень, круг знаний, но не живой ребенок. К этому уровню, к этому кругу знаний разные дети идут по-разному. Один ребенок уже в первом классе может совершенно самостоятельно прочитать задачу и решить ее; другой же сделает это в конце второго, а то и третьего года обучения...

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде»

Процесс обучения очень сложен. Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения; учитель - ученик. Надо уметь понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.

На уроках, где господствует изложение учебного материала учителем, детям скучно. Такие уроки не обращены к внутренним силам ребенка, к его эмоциям. Нельзя недооценивать возрастные особенности мышления детей, их стремление к эмоциональному, образному восприятию.

Для того чтобы хорошо обучать, воспитывать, всесторонне развивать личность детей, надо хорошо знать их возрастные и индивидуальные особенности.

К. Д. Ушинский призывал учителей изучать законы тех психических явлений, которыми они хотят управлять.

Главной особенностью развития младших школьников является изменение их социальной позиции: ребенок приступает к систематическому учению, становится членом классного и школьного коллективов. Меняются отношения со взрослыми, главным авторитетом среди них становится учитель.

Задача школы и семьи по отношению к младшему школьнику в этот период (от 7 до 11- 12 лет) состоит в том, чтобы сформировать у него позицию ученика, подвести его к пониманию новых обязанностей.

Младший школьный возраст - важный этап формирования личности. Здесь важно единство умственного воспитания с нравственным, физическим и эстетическим. Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое   округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться   и пополняться.

В процессе умственного воспитания у младших школьников должны вырабатываться: сознательное отношение к учению, познавательная активность и первоначальные навыки культуры умственного труда. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются ее простые нормы и правила поведения. Особенно важно в младшем школьном возрасте формировать такие качества, как честность, правдивость, ответственность за свое учение и поведение, коллективизм, трудолюбие.

Особо следует подчеркнуть значение игры в учебной деятельности младших школьников. А. В. Луначарский вдохновенно говорил о детских играх, возражая тем, кто утверждал, что детская игра несерьезна. В учебной деятельности младших школьников дидактические, познавательные и другие игры признаны занять достойное место.

Прогрессивная педагогика во все времена высоко ценила игровые формы целенаправленной организации жизни детей. Так, К. Д .Ушинский писал: «...если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения... то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Л.С.Выготский назвал игру ведущим средством обучения и воспитания. Педагоги особо отмечают, что игра может выполнить « исключительную роль усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития». Нет учителя, который не использовал бы игру в своей работе. Сам принцип игры в обучении старше, чем человечество. Народная мудрость создала игру, которая является для  младшего школьника наиболее подходящей формой обучения.

Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным

Игра –это самая свободная ,естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую ) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «я» , творчества ,активности, самостоятельности , самореализации.

Игра- это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания по средствам игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка. 
Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, а интеллектуальных играх. 
Кроме того, игра как свободная деятельность доставляет ребёнку релаксирующее его чувство волеизъявления. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребёнку не только отдохнуть, снять чувство давящий напряжённости, но и научить отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности. Младший школьник пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта  работа  не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.
К.Д. Ушинский видел  в игре серьезное занятие, в котором  он усваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более  интересная, чем та, которая его  окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание. В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".
В. А .Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни  ребенка. Для него игра – это  самое  серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры  и  не может быть полноценного умственного развития».
Игра не только сугубо детская деятельность.

Это и занятие, служащие для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. 
Игра несет в себе функции: - снимает напряжение способствуя эмоциональной разрядке; -помогает ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие. Игра является средством поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях становления. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Ира – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В .А .Сухомлинский

Урок у учащихся немыслим без игры, без красочного наглядного оформления,

Игра может иметь место на различных этапах урока в зависимости от темы цели и характера игры : в начале- для концентрации внимания; в середине- для небольшой разрядки ; в конце- для повторения.
Я читаю и изучаю много литературы, анализирую свои уроки и сделала вывод, что пробудить у детей интерес к предметам можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал и игры.

 Психика детей требует чего- то неожиданного, интересного. Осознание, у них, понятий рождается на основе конкретного материала.

     Для детей ведущей деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Игра – эффективное средство, стимулирующее возникновение желания стать лучше. Она формирует первоначальные представления о том, что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией – показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится. Ясно и понятно сформулированные правила игры побуждают детей к произвольному напряжению внимания, развивают способность к самооценке собственных действий и действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного поведения вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации и самоконтролю. Каждый период в жизни и развитии ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. 

«Корень учения горек» - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плёткой.

     «Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителями и сегодня. Вспомним своё школьное детство, так и не ставшее для многих «золотой порой». Это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья… Не хотелось ни учить, ни слушать сухие объяснения учителя. Чего греха таить, какой радостью было для многих окончание ненавистной школы.

Перед учителями стоит высокая задача. Нынешнее образование должно быть высококачественным, конкурентоспособным, На сегодняшний день образование Республики перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

В связи с этим обучение в 2016-2017 учебном году предъявляет новые нормативные требования к кадрам. По всему Казахстану проводится переподготовка педагогов к деятельности в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. С 12июня по 30 июня 2017 года на базе общеобразовательной средней школы имени Максима Горького села Аксукент Сайрамского района учителя начальных классов проходят курсы , где обучаются для успешной сдали квалификационного экзамена и получения сертификата. Переход на новое содержание среднего образования требует от педагога не только знания учебной программы и умения владеть интерактивными методиками преподавания, но, прежде всего, изменения общественного мнения о самом преподавании. Благодаря проведенным тренингам и практическим занятиям учителям- слушателям курса удалось в полной мере изменить свой взгляд о новых технологиях, методах проведения уроков, подходах к оцениванию учащихся и в целом поменять мышление и взгляд на преподавание и обучение.











Тренер - Елена Геннадьевна Баталова старший преподаватедь кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение».Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Южно- Казахстанкой области» город Шымкент.









объяснила учителям то, что на сегодняшний день образование Республики перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, они будут способствовать тому, чтобы дети могли самостоятельно исследовать, познавать и добывать информацию, это делается для того, чтобы школьники Казахстана отвечали новому велению времени. Благодаря социальному и личностному развитию школьники научатся определять, пересматривать, анализировать и оценивать ценности современного общества и личностно-ориентированные ценности, поймут, что они влияют на мышление и действия учащихся. Школьники также научатся увереннее воспринимать возрастающую ответственность за свою жизнь; приобретут положительное отношение к окружающим людям, их нуждам; они смогут активно и успешно реализовать себя в жизни общества. Достижение таких интегрированных задач потребует от учеников развить свои знания и становление себя как уверенной личности, достойно идущей в ногу со временем. Выработать такие необходимые умения и навыки современного общества , которые позволят им проявлять заботу о своих личных потребностях, оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, в коллективе и принимать взвешенные решения. Иначе говоря «Школы 21 века должны помогать ученикам, развивать самостоятельность и самобытность, которая осознаёт реальность национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции» (Программа повышения квалификации учителей 2016г.) Акцент в Казахстанском образовании будет ставиться не на освоение определённого содержания учебного плана, а на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества. Мы учителя, осознаём, что на нас возложена громадная ответственность за улучшенное качество продвижения прогресса в обновленном содержании образования и с первых дней приступили к серьезной работе по освоению новых аспектов предстоящей педагогической деятельности. В процессе обучения мы тщательно проанализировали новые учебные программы начальной школы по каждому предмету, сравнивая их с нынешними программами. Изучили ожидаемые результаты обучения, представленные в виде широкого спектра навыков, в том числе критического мышления, применения различных способов коммуникации. В различных формах групповой и индивидуальной работы находили сходства и различия, обсуждали и доказывали необходимость перехода на обновленную систему образования, выступали и выражали свое мнение. Освоение программы проходило в ходе интерактивных лекций, тренингов, групповых обсуждений. В нашей группе также обучаются педагоги прошедшие курсы обучения учителей по программе первого и третьего уровня программ повышения квалификации педагогических кадров РК : Сницаренко Т.А. Тургеневская СШ, Плотникова Л.Н. Аршалынская СШ №1, Лапина И.В. Волгодоновская СШ, Жетписова А.Д. Новоалександровская СШ, Ермоленко Ю.А. Вячеславская СШ. Каждый из нас понимал, какая ответственность на всех нас возлагается, поэтому ответственно относился к каждому заданию нашего тренера. В рамках курсов мы повторили, а многие коллеги впервые познакомились с актуальными методиками преподавания и обучения, системой критериального оценивания, с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным планированием уроков. У каждого из слушателей была возможность самостоятельно составить краткосрочный план урока. Но для начала, тренер подробно рассказала и практически показала новичкам, как планировать каждый этап урока, составлять дескрипторы и распределять время на задания. Учителя продемонстрировали прекрасные практические фрагменты уроков с использованием дескрипторов по предметам: Грамота, Русский язык и Литература, Математика, Познание мира и Естествознание в рамках обновленной программы. Учителя оценивали задания на листе оценивания, демонстрируя своё понимание критериального оценивания. Затем мы составляли план урока в групповой, парной работе. И только после того, как каждый из нас понял, как правильно и методически верно составить краткосрочный план, всем было дано задание составить индивидуально планирование урока. Каждый из учителей старался сделать это как можно лучше и правильно. У некоторых это получилось с первого раза, у некоторых были ошибки, которые обсуждались в группе, а тренер давала советы, как можно составить эффективный краткосрочный план урока. Каждый из нас представил свой урок и успешно защитил его. Курсовая переподготовка педагогов по новым подходам в обучении доказала что, современный мир развивается стремительными «шагами» и требует компетентности,гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам и самообучаемости. Обновленная программа мотивирует и в дальнейшем позволит, нам, учителям начальных классов быстро адаптироваться и реализоваться в новых условиях. В 21 веке педагогам нового поколения необходимо создать благоприятные условия для гармоничного становления и развития личности учащегося, обладающей основами навыков: «функциональное и творческое применение учебных знаний, критическое мышление, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков, умение работать в группе, паре и индивидуально». (Программа повышения квалификации учителей 2016г., с.12). Сегодня учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на беспокоющую его проблему – вот задача для современного учителя. Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников. Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении , подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. Курсы помогли нам, учителям, усовершенствовать своё педагогическое мастерство в контексте обновления образовательной программы для начальных классов и внедрения системы критериального оценивания. «Поэтому учащиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им возможно, придётся столкнуться в будущем». (Программа повышения квалификации учителей 2016г., с.11).





громное спасибо тренеру Ионовой Елене Анатольевне за тот уровень профессионализма и ответственности, который проявлен не только в процессе обучения, но и на стадии организации занятий.

          Курсы прекрасно организованы. Процесс обучения не утомляет, хорошо продумана система перерывов. Отношение к слушателям доброжелательное. Для меня курсы были очень нужными и полезными. Преподавателям огромное человеческое спасибо за добросовестное отношение к своему делу. Успехов Вам и процветания!

 

В заключение хочется в первую очередь поблагодарить организаторов курсов, кто приложил все усилия для того, чтобы обучение прошло в доброжелательной обстановке и у всех остались только положительные впечатления от совместной работы.