УДК 37.035
Е.Е Травкина, А.П. Демидова, г. Калуга
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
EDUCATION OF THE SOUND STANDARD OF SPEECH AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Аннотация: В данной статье предлагается рассмотреть основные особенности звуковой культуры речи, её воспитания у детей дошкольного возраста. Рассматриваются понятия культуры речи и звуковой культуры, а также раскрываются особенности дошкольного периода развития.
Annotation: In this article it is offered to consider the main features of the sound standard of speech, her education at children of preschool age. Concepts of the standard of speech and sound culture are considered, and also features of the preschool period of development are revealed.
Ключевые слова: звуковая культура речи, культура речи, дошкольный возраст, воспитание, развитие
Key words: sound standard of speech, standard of speech, preschool age, education, development.
Дошкольный возраст - один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В данном периоде (3-7 лет) играет важную роль воспитание всех сторон развития ребёнка, закладывается базис для его дальнейшего развития: происходит активное освоение социального пространства, формируются психологические и физические особенности здоровья, также активно развивается внимание, мышление, восприятие и, безусловно, культура речи. Культура речи – это владение нормами языка и умением правильно пользоваться звуковыми средствами: правильно произносить слова и ставить ударение, образовывать формы слов, грамотно писать, строить предложения и расставлять знаки препинания. Звуковая культура, в свою очередь, является своеобразной и особенной частью речевой культуры. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста включает в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность, чёткую дикцию, умеренную скорость речевого высказывания, темп, ритм, логические ударения, кроме того, умение пользоваться мимикой, жестами, различными позами при воспроизведении речи. Понятие звуковой культуры достаточно обширно и включает в себя немалое количество аспектов. Данное явление изучали, раскрывая особенности, О. И. Соловьева, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева. Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста возможно только при том условии, где будет создана полноценная речевая среда за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм.
Звуковая культура речи подразделяется на два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Таким образом, работа должна вестись в данных двух направлениях:
1) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2) развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух). [1,с.17] Практические работники, которые исследуют детскую речь, отмечают,что правильное произношение звуков важно тем, что формируется полноценная личность ребенка и устанавливаются нормальные социальные контакты,но, кроме того, играет важную роль в подготовке к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Главный путь развития звуковой культуры речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. Для решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата. Речь формируется, безусловно, под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи. [1,с 17] Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи: Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения. Таким образом, воспитание звуковой культуры у детей дошкольного возраста играет важную роль в их дальнейшем развитии,социальном взаимодействии, успешности дальнейшего обучения и психологического развития.
Библиография:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006. 3.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. —— М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
4.Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г. 5.Фимичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетикофонематическим недоразвитием М. : 2000 г.. .