СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Устное народное творчество как средство развитие речи детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для воспитателей ДОУ, где я делюсь своим опытом работы

Просмотр содержимого документа
«Статья "Устное народное творчество как средство развитие речи детей"»

Еловская Наталья Васильевна

МБДОУ №96

г. Иркутск

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребенка.

Фольклор всегда самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. Поэтому он может выполнять важные воспитательные функции: обогащение мира душевных переживаний ребенка, развитие чувства родного языка.

Меткое слово, ритм, музыка, движение, звучащий голос – все это сохранено в детском фольклоре. Потешки, прибаутки удовлетворяют детское требование радости, развивают воображение. загадки знакомят с радостью мышления, направляют внимание на предметы и их признаки, побуждают проникать в смысл словесных обозначений этих предметов. Припевки, колядки, авсеньки, дразнилки, скороговорки – все они легко воспринимаются детьми, так как содержит в себе элементы игры; способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, обогащают речь. Считалки отличаются четкостью, ритмичностью, краткостью и одновременно выразительностью; они помогают развивать чувство ритма, умение четко и внятно проговаривать слова, помогают детям самостоятельно распределять роли, определить очередность, постепенно включить в игру всех детей. Песни поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, учат петь естественным голосом, помогают растить веселых, жизнерадостных детей.

Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.

Игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Можно сказать, что детская песня рождается в играх, так как многие игры с песнями.

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений.

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Фольклор оказывает психофизическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движение, развивает речь, учит преодолевать страх.

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связанное с умственным развитием детей, развивает их речь.


Список литературы

1.Байчук И.А

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. ___ СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС; 2013. – 432 с.

2.Сибирский фольклор в работе с дошкольниками: метод. Пособие /Н.В. Бутакова, С.Н. Гузеева., Г.В. Воробьева, Л.А. Мишарина (отв. ред.) – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002 – 56 с.

3.Федорова Г.П.

На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – 128 с.

4.Гриценко З.А.

Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003 г. – 176 с.

5.Бойчук И.А., Потушина Т.Н.

Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 352 с.