СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. "«ВИДЫ И ФОРМЫ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ВИДЫ И ФОРМЫ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.»

       Основные принципы контроля:

 

       -целенаправленность;

  - систематичность;

- объективность.

Просмотр содержимого документа
«Статья. "«ВИДЫ И ФОРМЫ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.»»

ВИДЫ И ФОРМЫ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.


Основные принципы контроля:


-целенаправленность;

- систематичность;

- объективность.

Контроль бывает итоговый и текущий.

При текущем контроле используются разнообразные формы опроса: индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый, выборочный, по новому материалу или изученному ранее и т. д.

Контроль может быть индивидуальным и коллективным.

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать сущность изучаемого явления, умения привести факты и т. д. Устный ответ может быть по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и т. д. Письменный опрос – это проведение самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении задания по карточкам, раздаточному материалу; различные упражнения с последующей самопроверкой.

Из форм коллективного контроля чаще других практикуются всевозможные виды письменных работ (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, грамматические контрольные работы и т. д.; перфокарты, перфоконверты, карточки контроля знаний и др..

Необходимо постоянно иметь в виду, что от овладения лингвистической терминологией во многом зависит сознательность усвоения школьниками изучаемого материала.

Какими могут быть задания?

-Составить высказывание о роли причастия; о правиле написания –н-, -нн- в суффиксах прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях и пр. Это может быть задание на воспроизведение теоретического материала с привлечением собственных примеров или примеров из домашнего упражнения и т. д.

Например: составить высказывания на грамматическую тему о публицистическом стиле речи и его признаках. Предлагается план ответа:

  1. Назначение публицистического стиля.

  2. Сфера его употребления.

  3. Языковые приметы данного стиля.

Ученик рассказывает по плану, а остальные учащиеся, используя тексты домашних упражнений, указывают языковые приметы этого стиля.

Школьников нужно познакомить с «Нормами оценки знаний..» Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Полно излагает материал, даёт правильные определения языковых понятий;

  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Невыполнение одного из требований влечёт за собой снижение оценки за ответ на балл. Хорошее знание школьниками критериев оценки поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей. Вот почему важно комментировать выставляемые на уроке отметки. Для слабых учеников лучше проводить «тихий» опрос, при котором используется магнитофон

Слабые ученики, если их не спрашивают, теряют интерес к уроку, к предмету, перестают его изучать.

Как вовлечь класс во время опроса?

  1. Давать развёрнутую оценку ответа товарища. Могут пользоваться памятками, например:

Памятка для анализа ответа товарища.

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал товарищ?

3. Можно ли считать его ответ полным, убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенных положений?

5. Были ли ошибки, недочёты по существу и по форме изложения?

Возможен и другой план анализа, например:

  1. Каковы основные положения выступления? Правильно ли они изложены?

  2. Был ли ответ по плану, есть ли в нём логические нарушения?

  3. Достаточно ли было иллюстративного материала?

  4. Всё ли было верно в ответе, всё ли вам понравилось?

  5. Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?

Оценку получает и тот, кто дал развёрнутый анализ ответа товарища.

2.Можно дать план отзыва об устном ответе, а именно:

1. Было ли вступление, удачно ли оно?

2.Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развёрнутым?

3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством приводимых примеров?

4. Сделано ли обобщение в конце ответа?

5. В каком стиле дан ответ7

6. Замечания к ответу, дополнения.

Другой вариант отзыва.

1.Общее впечатление от ответа.

2. Полнота и глубина изложения материала.

3. Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.

4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.

5. Замечания, дополнения.

3. Самостоятельное составление таблиц, схем (сильные ученики составляют самостоятельно, а слабые – могут пользоваться учебником, справочной литературой).

Например, таблицы по теме: «Написание не с различными частями речи». Класс делится на 2 группы, каждая из которых составляет по 2 таблицы: 1-я –« не с сущ., прил. и нареч. на –о», «не с причастиями»; 2-ая – «не с гл. и дееприч.», «не с неопр. и отриц. мест.и

отриц.нареч.»

Или в 8-м классе при закреплении материала по теме «Главные члены предложения» одному из учащихся даётся на уроке задание составить схему по теме «Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым»; 2-й ученик должен по составленной товарищем схеме привести (устно) свои примеры, 3-й самостоятельно подобрать или придумать и записать примеры по теме.

3.Карточки, например:

Карточка.

  1. Какие из перечисленных приёмов мы используем при выборе слитного или раздельного написания не с сущ., прилаг.,наречиями на –о (е)? Напишите номера ваших ответов.

  1. Найти зависимые слова.

  2. Установить, есть ли предлог.

  3. Выяснить, употребляется ли слово без не.

  4. Поставить вопрос к слову.

  5. Определить падеж.

  6. Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.

  7. Установить, можно ли заменить слово синонимом.

  8. Подобрать родственные слова

  1. Записать слова и словосочетания, раскрыв скобки.

Он говорил (не) правду, а ложь; (не) красивый поступок; (не) ряшливый вид; (не) глубокая речонка; (не) навистный враг; отошёл (не) далеко; выглядел (не) весело; слушал (не) внимательно.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!