Просмотр содержимого документа
«Статья "Внедрение метапредметности в образовательный процесс:риски и эффекты"»
Внедрение метапредметности в образовательный процесс : риски и эффекты.
Первым и наиболее известным метапредметом можно считать «Метафизику» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Согласно введённому в педагогику группой А.В.Хуторского принципу человекосообразности образования именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.
Образование понимается нами буквально – как образовывание человека, создание ним образовательных продуктов. Ведь цель современного образования – не освоение учебной деятельности, а самореализация ученика. Эта самореализация возможна только в результате генерации, продуцировании им образовательных результатов, имеющих ценность не только для самого ученика, но и для окружающего его социума.
Принцип метапредметности вошёл в методику обучения, ориентированную на познание и открытие учениками сути фундаментальных образовательных объектов, которые наличествуют в любом учебном предмете и соответствующей ему области реальности. Тип обучения, который был выстроен, назван эвристическим обучением( Теория эвристического обучения, разработанная А.В.Хуторским, получила название дидактической эвристики: основу содержания образования и образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Но,по моему убеждению, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной! Метапредметность – самоценная образовательная сущность, которая необходима в любой образовательной системе и в любом типе обучения, ориентированном на фундаментальность и человекосообразность. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится в её основе. Рано или поздно познающий человек прийдёт к выводу о существовании единых основ – первосмыслов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. Через «золотое сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир.
Таким образом, в недалёком будущем образование человека будет связано с познанием первосмыслов – узловых понятий, проблем, символов. Образование ученика в определённом смысле есть непрерывное движение к фундаментальным узловым понятиям, образам, символам. Это могут быть понятия: «дерево», «город», «число»; различные предметы-образы и предметы-символы: свеча, колокол, икона, камень, цветок. Но внедрение метапредметности в современную школу требует фундаментального переобучения педагогов, непрерывной связи учителя-практика с педагогом-учёным, распространение положительного педагогического опыта, участия в образовательном процессе всего гражданского общества.