Просмотр содержимого документа
«статья "Внедрение современных коррекционных образовательных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ"»
Внедрение современных коррекционных образовательных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Гаврилова-Кузнецова М.И.
Ведущее место в моей работе занимают личностно-ориентированные, проектные, развивающие технологии, благодаря которым становится возможным раскрытие творческого потенциала у учащихся, пробуждение любознательности и желание углубить знания, полученные на уроках. Я владею и систематически использую в своей работе такие технологии, как: развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, информационно-коммуникационные технологии. Учитель должен продумать урок, чтобы школьнику было интересно, чтобы он понимал значимость и необходимость участие в образовательном процессе. Создать проблемную ситуацию, объединить детей для совместной деятельности, побудить к поиску информации. Необходимо создавать условия, чтобы дети делали самостоятельные выводы и оценивали свою деятельность во время урока. Это невозможно сделать без применения современных педагогических технологий.
№ | Наименование технологии | Цель | Где используется |
1 | Личностно-ориентированные технологии | Определение методов и средств обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка | На уроках и во внеурочной деятельности |
2 | Технология разноуровневого обучения | Принятие во внимание личных способностей и возможностей, которые обеспечивают гарантированное усвоение каждым индивидуальной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы: - индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях. - психологические характеристики (мышление, воображение, память), внимание, воля, чувство, эмоции. - опыт, включающий знания, умения, привычки. | На уроках и во внеурочной деятельности |
3 | Коллективное взаимообучение. | Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой- развивать недостающие способности. | На уроках и во внеурочной деятельности |
4 | Технология модульного обучения | Предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. | На уроках и во внеурочной деятельности |
5 | Здоровьесберегающая технология | Сохранение и укрепление здоровья учащихся. Основные задачи: -обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; -снижение уровня заболеваемости учащихся; - сохранение работоспособности на занятиях; -формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; - формирование системы спортивно-оздоровительной работы. | На уроках и во внеурочной деятельности |
6 | Целостно-деятельностный подход к образовательному процессу на основе интерактивных, диалоговых и коммуникативных технологий. | Совершенствование и развитие уже известных методов, средств и форм: ролевой игры, диалога, анализа конкретной ситуации, подготовка на «социальную ориентировку", построение "ценностных общественных ситуаций". Создание условия для творческого мышления. | На уроках и во внеурочной деятельности |
Личностно- ориентированный урок |
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение |
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Работа осуществляется с использованием перечисленных технологий и на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Это приводит к стабильной положительной динамике усвоения знаний по всем предметам.