СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание нравственности у студентов через профессиональное обучение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются особенности профессионально-нравственного воспитания студентов медицинского колледжа с позиций современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание нравственности у студентов через профессиональное обучение"»

Кузьмина Лилия Петровна

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал


Воспитание нравственности у студентов через профессиональное обучение

Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви.

Любить должен учитель, врач, священник.

Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют.

Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата землекопу.

Всему остальному учит любовь и её дети:

сострадание, внимание и жертвенность.

Протоиерей Андрей Ткачев.

Каждый молодой человек, получающий профессиональное образование, должен понимать, что является смыслом его жизни. Однако, это невозможно без определенных нравственных установок. Для успешной профессиональной деятельности специалист должен владеть, кроме профессиональных, еще ключевыми компетенциями и личностными качествами, значимыми для будущей профессии. В процессе подготовки специалистов профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества помогают реализоваться в профессии. Современный студент все больше становится независимым как личность. Он сам определяет свой образ жизни и поведения в соответствии со своими интересами, уровнем развития, получаемой профессией, имеющимся жизненным опытом.

Считается, что образовательные организации СПО, в т.ч. и медицинского профиля, обучают молодых людей, которые осознанно выбрали свою будущую специальность. Однако, как показывают исследования, более половины из них почти ничего не знают о своей профессии, многие пришли учиться по принципу «лишь бы куда-нибудь», а некоторые говорят о том, что никогда не будут работать по специальности. Этот факт особо остро ставит вопрос о важности профессионального воспитания в системе СПО, т.к. без привития студентам профессионально значимых ценностей невозможно получить квалифицированного специалиста. В связи с этим преподавательский состав испытывает определённые трудности в воспитательной работе со студентами, т.к. привычные, традиционные схемы организации воспитательного процесса в современных условиях не работают. Каждое новое поколение, имея сходные возрастные особенности, значительно отличается от предшественников - и своими взглядами на мир, и ценностными ориентациями, и способами самореализации в новых жизненных условиях. В связи с этим встаёт вопрос о формировании новых подходов к профессиональному воспитанию. Причем оно должно носить практический характер во избежание формального подхода к нравственному воспитанию.

Воспитание через профессиональное обучение наиболее актуально при обучении медицине, т.к. медицинским работником нельзя стать, не имея к этому призвания. Поэтому формирование определенных нравственных качеств становится наиболее важным в медицинском ССУЗе.

В своей работе педагогический коллектив решает задачи по эффективному обучению студентов, а также способствует развитию у них профессионально-нравственных качеств. Будущий медицинский работник не может не осознавать своей ответственности, не только профессиональной, но и нравственной за качество и результаты своей работы. Среднему медицинскому персоналу часто приходится осознавать моральную ответственность, свое отношение к пациентами коллегам с точки зрения духовно-нравственных ценностей, находящихся в сфере профессиональных интересов.

В процессе воспитания и обучения в медицинском колледже каждый студент должен получить реальное представление о выбранной профессии, необходимые базовые знания, умения, позволяющие ему осознать себя в профессии, обществе.

Воспитание будущих медицинских сестер и фельдшеров должно обеспечить усвоение студентами нравственной составляющей профессиональной деятельности, сформировать такие личностные качества, как милосердие и высокая нравственная культура, чувство долга и ответственности перед пациентами и коллегами, умение реально воспринимать и оценивать действительность, а также способность к общественно значимой деятельности.

Образ медицинского работника и необходимые ему профессиональные качества необходимо начинать формировать у студентов колледжа с первого дня их пребывания в образовательном учреждении, организуя в соответствии с этой целью учебный процесс и внеучебную деятельность, максимально используя все воспитательные возможности колледжа, чтобы в будущем у части выпускников не возникло неудовлетворенности, разочарованности и желания уйти из профессии.

Все учебные программы по реализуемым специальностям учитывают профессиональные особенности, которые подразумевают конечную цель среднего медицинского образования и образ медицинского работника. Рабочие программы обязательно учитывают основные задачи и место дисциплины в системе подготовки специалиста среднего медицинского звена, уделяя особое внимание тем темам, которые необходимы для формирования общепрофессиональных и специальных профессиональных умений и знаний. Каждая учебная дисциплина, МДК и ПМ максимально используют свои возможности для воспитания через обучение профессии, для создания профессионального идеала студентов. Это возможно только в том случае, когда модель выпускника медицинского колледжа будет понятна и личностно значима и для студентов и для преподавателей.

Одним из средств, которым располагает педагог на учебном занятии и вне его, является его личный пример. От поведения и отношения к окружающим преподавателя зависит во многом, как в дальнейшем будет вести себя студент в подобных же ситуациях. В этом смысле преподаватель всегда был и остается для студентов той личностью, мнение которой для них имеет немаловажное значение. Таким образом, педагог своим поведением и на учебных занятиях, и вне их способен создать определенный нравственный образец, воспитывая таким образом студентов.

В колледже преподавание учебных дисциплин и профессиональных модулей осуществляют преподаватели, имеющие большой стаж педагогической деятельности и работы в практическом здравоохранении. В процессе обучения, помимо формирования профессиональных компетенций, преподаватели способствуют развитию у студентов навыков общения, понимания сути и важности выбранной специальности, ее роли в обществе по укреплению здоровья, активных действий по дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Преподаватели личным примером показывают своим студентам, как можно реализоваться в профессии, как построить профессиональную карьеру, т.к. многие преподаватели – выпускники колледжа, получившие дальнейшее образование.

Внеучебная воспитательная деятельность в колледже организована по тому же принципу, что и учебный процесс. Проводимые в колледже воспитательные мероприятия, которые могут определить профессиональную ориентацию студентов, способствовать развитию и укрепление интереса к выбранной профессии, воспитанию профессионально значимых и личностных качеств, разнообразны: это и встречи со специалистами сферы здравоохранения, руководителями лечебных учреждений, студенческие научно-практические конференции различного уровня, конкурсы профессионального мастерства, творческие работы и т.д. Необходимость регулярной воспитательной работы подтверждается опросом, проведенным среди студентов, который показал, что только 74% из них выбрали свою профессию сознательно, опираясь на реальные представления о ней. То же анкетирование выявило, что подавляющее большинство студентов (76%) уверено в наличии прямой связи между профессионализмом медицинского работника и его способностью к милосердию. При этом среди личностных качеств медицинской сестры они на первое место ставят профессионализм, на второе - ответственность, на третье - вежливость, а далее сдержанность, заботливость, тактичность, правдивость и на последнее место – непреклонность.

Следует отметить, что по окончании обучения большинство выпускников колледжа трудоустраивается в лечебно-профилактических учреждениях Курской области и близлежащих регионов, что особенно важно при остром дефиците кадров среднего медицинского персонала. Ежегодно колледж получает благодарственные письма от руководителей учреждений здравоохранения, что говорит о достаточно высоком уровне качества подготовки выпускаемых специалистов.

Таким образом, сущность воспитания в процессе профессионального обучения представляет собой организованную определенным образом педагогическую деятельность, которая направлена не только на формирование устойчивых профессиональных компетенций, но и на развитие интереса студентов к будущей профессии, формирования у них качеств, необходимых в профессиональной деятельности, становления их личности.


Список литературы

1. Байдашева Е.Н. Личностно – профессиональное воспитание студентов. //Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №1. - С. 35.

2. Жокина Н.А. Профессиональное воспитание студентов. // Высшее образование в России.- 2009. - №1. - С. 96-99.

3. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине / Н.В. Кудрявая. - А., 2006. - 320 с.

4. Лежнина Г.В. Педагогические проблемы и аспекты профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского звена. // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 53-54.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!