ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
преподаватель
Гриненко Галина Николаевна
Взаимосвязь педагогики и медицины
Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения. Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической деятельности, необходимое содержание, характер взаимодействия участников педагогического процесса.
Говоря о цели образования, мы постоянно, особенно при анализе мыслей выдающихся философов и педагогов, будем «сбиваться» на воспитание. Это не случайно. Педагогику столетиями понимали как науку об искусстве воспитания. Предметом современной педагогической науки является образование как целостный педагогический процесс, в котором происходит развитие личности, ее социализация, целенаправленно организованное воспитание и обучение. Каждый компонент целостного процесса образования детерминирует остальные, они друг без друга не существуют. Но поскольку образование — это процесс, движение и при этом взаимодействие всех компонентов, то его модель может иметь вид спирали, где каждый компонент повторяется на новом, измененном уровне.
Целью образования является подача новых знаний и умений ученикам, воспитание в них определенных положительных качеств личности человека. Понятие цели образования тождественны понятию цели воспитания. Целью образования является формирование человека как сформированной целостной личности, способной самостоятельно принимать решения и действовать в любой ситуации соответственно обстоятельствам.
Целью медицинского образования является формирование у ученика не только профессиональных навыков и знаний, как у будущего специалиста, но и воспитать в нем чувство ответственности за жизнь и здоровье другого человека, привить ему гуманность, человеколюбие и чувство сострадания. Ведь профессия медицинского работника это не только знания предмета, но и умение общаться с пациентами и коллегами, что является элементами педагогики общения.
В содержании медицинского образования выделяют по отношению к формирующейся личности две стороны:
· внешняя сторона – это образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и средства обучения, в том числе препараты, пациент и внутренняя картина болезни;
· внутренняя сторона – это личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента: знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности.
Студентам, чтобы осознанно и эффективно участвовать в образовательном процессе, необходимо располагать знаниями о наиболее важных компонентах и закономерностях этого процесса, в том числе о
· наиболее распространенных моделях образовательного процесса;
· основных принципах обучения;
· условиях и образовательной среде;
· целях и способах обучения;
· методах и организационных формах обучения;
· приемах педагогического контроля и самоконтроля.
Собственный образовательный опыт послужит для студентов основой для перехода к освоению своей профессиональной деятельности и для дальнейшего непрерывного медицинского образования.
Образовательный процесс в медицинском заведении направлен на достижение конечных целей обучения. Эти цели сформулированы в квалификационной характеристике специалиста, выражены в знаниях и умениях, которыми должен владеть специалист, и являются требованиями общества к данному специалисту.
Взаимосвязь медицины и педагогики обусловлена, прежде всего, прогрессом в философской, психологической, исторической и других научных сферах. Проблемы, возникающие в педагогике и медицине, например, воспитание и обучение как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, становление и развитие его как личности, лечение больных с психическими расстройствами и многие другие целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области всех наук, изучающих человека как явление не только биологическое, но и социальное.
Таким образом, педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума.