министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
Научно-практическая конференция «Молодая мысль XXI века»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Исследование планировок и расстановки
оборудования в магазинах различных типов
Автор: Решетникова Наталья Игоревна
Научный руководитель: Дуракова Татьяна Егоровна
Белогорск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………. | 3 |
1 Теоретические основы технологических планировок и оборудования магазинов различных типов………………………………………………………………………… | 5 |
1.1 Сущность розничной торговли и типов магазинов……………………………. | 5 |
1.2 Основные виды технологических планировок магазинов……………………. | 7 |
1.3 Виды оборудования в продовольственных магазинах…………………………. | 9 |
1.4 Основные направления совершенствования планировок и оборудования продовольственных магазинов…………………………………………………………… | 11 |
2 Расчетная часть……………………………………………………………...................... | 13 |
2.1 Характеристика магазина «Каравай» и павильона «Каравай»…………………. | 13 |
2.2 Анализ планировки торгового зала и оборудования магазина «Каравай»…… | 15 |
2.3 Проект планировки и расстановки оборудования магазина «Каравай»……… | 17 |
2.4 Сравнительный анализ совершенствования планировки магазина «Каравай».. | 19 |
2.5 Сравнительный анализ совершенствования планировки магазина «Каравай» и павильона «Каравай»…………………………………………. | 20 |
Заключение…………………………………………………………………… | 22 |
Список использованных источников……………………………………….. | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Основными задачами технической оснащенности на торговом предприятии являются: формирование прогрессивной технической политики, направленной на создание более совершенных видов технологических процессов; создание условий для высокопроизводительной, ритмичной и рентабельной работы предприятия; последовательное сокращение длительности технической подготовки, ее трудоемкости и стоимости при одновременном повышении качества всех видов торговых услуг.
Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку[1].
Размещение оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.
Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях. При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.
Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса [2].
Актуальностью исследовательской работы является изучение, рассмотрение основных понятий технологических планировок и оборудования магазина «Каравай» и павильона «Каравай».
Цель исследования заключается в изучении и проведении аналитической работы технологических планировок и оборудования магазина «Каравай» и павильона «Каравай».
Для достижения поставленной цели в исследовательской работе были решены следующие задачи:
– изучить сущность розничной торговли и типов магазинов;
– освоить основные виды технологических планировок магазинов;
– рассмотреть основные направления совершенствования планировок и оборудования продовольственных магазинов.
– провести аналитическую работу планировки торгового зала и оборудования;
– составила проект планировки и расстановки оборудования магазина;
– провести сравнительный анализ совершенствования планировки магазина«Каравай» и павильона «Каравай».
Объект исследования – магазин «Каравай» и павильон «Каравай».
Предметом исследовательской работы является изучение сущности технологических планировок и оборудования магазинов.
При написании исследовательской работы использовалась литература: учебники, учебные пособия по организации в торговли, база интернет, периодическая печать (журналы, газеты), бухгалтерские и проектные данные павильона и магазина «Каравай».
При написании исследовательской работы были использованы методы: анализ, классификация, сравнения, обобщения.
Теоретические основы технологических планировок и оборудования магазинов различных типов
Сущность розничной торговли и типов магазинов
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
– удовлетворение потребностей населения в товарах;
– доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
– поддержание баланса между предложением и спросом;
– воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
– совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей[3].
Специализация розничной торговой сети способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.
При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания благоприятных условий для покупки, учитывать сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения, наличие рядом других торговых предприятий[4].
Таблица 1 - Типы магазинов
Тип магазина | Характеристика |
универмаг | крупное розничное торговое предприятие торговой площадью более 600 кв. м. с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги; имеющее кафетерий, секции продовольственных товаров. |
супермаркет | розничное торговое предприятие торговой площадью более 250 м. кв. с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30 %. Возможно наличие кафетерия. |
минимаркет | небольшое розничное предприятие торговой площадью 30 - 150 кв. м. с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40 – 50 %. |
продтовары | розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70-200 кв. м. Возможно наличие отдела сопутствующих непродовольственных товаров. |
специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров | небольшие розничные предприятия торговой площадью 30 – 100 кв. м., реализующие отдельные группы продтоваров. |
промтовары | розничные предприятия торговой площадью 100-400 кв.м. по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса. |
специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров | крупные предприятия (150-400 кв.м.), реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для дома, для фермерских хозяйств; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 кв. м., реализующие книги, обувь, одежду, парфюмерию, посуду |
Магазин – это стационарное сооружение больших размеров и с широким ассортиментом продукции. В магазине имеются помещения для клиентов (торговый зал) и помещения для персонала (подсобка).
Павильоном считается временное сооружение без фундамента, которое может располагаться как внутри торговых центров, так и на открытом воздухе; ассортимент товаров в павильоне обычно ограничивается одной сферой[5].
1.2 Основные виды технологических планировок магазинов
Планировка зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи.
Существуют две основные, принципиальные схемы планировки торгового зала. Планировка осуществляется или по так называемой фиксированной сетке (выделяют следующие разновидности: линейная, боксовая, смешанная, выставочная), или применяется так называемая свободная планировка.
При первой в торговом зале устраивают несколько главных торговых проходов, направленных по главной оси движения покупательских потоков и перпендикулярно к ним – ряд вспомогательных или дополнительных проходов, более узких[6].
Л
инейная планировка торгового зала – размещение товаров и проходов для покупателей спланировано в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узларасчета. Используется
в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной и смешанной.
Рисунок 1 – Схема линейной планировки С
мешанная планировка – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
Рисунок 2 – Схема смешанной планировки
Б
оксовая планировка – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок.
Все эти схемы планировок применяются давно и отражают первоначальное стремление
торговых фирм к чисто технической, инженерной рациональности и эффективности. Данные планировки
придают магазину несколько казенный вид, но покупателю при такой планировке легче отыскать необходимые товары.
Рисунок 3 – Схема боксовой планировки
Свободная планировка означает, что торговое оборудование и инвентарь расставляются в произвольном порядке, чаще всего без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала. Направления движения покупателей ничем не ограничены, люди могут свободно переходить из одного участка зала в другой, подходить к стеллажам, прилавкам, витринам, осматривать товар в любой последовательности[7].
Многим покупателям нравится именно свободная планировка, так как они предпочитают в магазине чувствовать себя непринужденно. Кроме того, такая планировка предпочтительнее в том случае, когда покупатель совершает частично запланированную покупку, т.е. когда требуется время для ознакомления с товаром.
Использование торговым предприятием той или другой схемы технологической планировки торгового зала в значительной степени определяется ассортиментом реализуемых товаров. Так, в условиях планировки по фиксированной сетке на одной и той же торговой площади удается разместить больше инвентаря и оборудования (следовательно, и больше товаров), нежели при свободной планировке[8].
1.3 Виды оборудования в продовольственных магазинах
Торговое оборудование – специальное оборудование, создающиеся для магазинов, основной целью которого является презентация, хранения и продажа товаров. В свою очередь оно подразделяется на некоторые группы.
Современное торговое оборудование для магазинов является важным элементом их интерьера, определяющего их внешний вид, презентабельность реализуемых товаров.
С каждым днём открываются всё новые супермаркеты, торговые точки, магазины. Данный процесс только лишь набирает обороты. И от того, какое оборудование для магазинов будет в нём размещено, напрямую зависит успешность самой торговли и конкурентоспособность.
Демонстрируемая продукция обязана быть доступна каждому покупателю. Также, торговое оборудование для магазина, экстерьер и интерьер обязаны вызывать у каждого покупателя желание совершить покупку[9].
Торговое оборудование ориентировочно разделяют на немного существенных наружностей и функциональных типов:
– для обозревания прохожими (с видом на улицу с большим окном);
– для прилавков в малых торговых точках;
– открытые шкафы, разбитые на полки в супермаркете.
Торговое оборудование для магазина бывает следующих видов:
Выставочное – представляет собой мебель, которую размещают в залах торговли и отделах. Ее основной задачей является создания места, где будет располагаться представляемый товар. К ней можно отнести:
– витрины – шкаф, передняя поверхность которого изготовлена из стекла. Торговые витрины позволяет покупателю детально рассмотреть представленный товар.
– прилавки – столы, у которых размещаются продавцы. Внутри них присутствуют полки, скрытые от глаз покупателей панелями.
– стеллажи – стойки без дверей, оснащенные полками[10].
Холодильное торговое оборудование представляет приспособления, позволяющие сохранять продукты в течение семи дней. Оно делится на несколько видов в зависимости от назначения:
– хранение, если определенный товар перед тем, как выставить в торговый зал на витрину, можно хранить, следует купить торговое оборудование необходимой категории. Например, холодильную камеру или шкаф. Данные устройства не созданы для демонстрации продукта, поэтому являются полностью крытыми. Местом их использования являются складские помещения;
– продажа,для данных целей используется открытое торговое оборудование для магазинов: прилавки, витрины, холодильные шкафы. Благодаря этому покупатели имеют возможность рассматривать приобретаемый товар, изучая составы и сроки хранения. Такое оборудование размещается в торговых залах[11].
Торговое оборудование для автоматизации торговли необходимо, чтобы процесс обслуживания происходил независимо от работников. Оно помогает следить за работой персонала, обслуживать покупателей на кассах, налаживать учет товаров и пополнять запасы, к нему относят:
– аппараты для выдачи чеков и взвешивания товара;
– аппараты для создания и считывания штрих-кода;
– кассовые аппараты, необходимые для постоянной регистрации купленного товара и непрерывного учета денежных средств и кассовых чеков.
– системы антикраж – представляют собой рамки, через которые необходимо проходить покупателю после оплаты выбранного товара[12].
1.4 Основные направления совершенствования планировок и оборудования продовольственных магазинов
Поизучению устройства, планировки и оборудования магазина можно сделать следующие предложения по их совершенствованию:
– целесообразно произвести перепланировку складских помещений, т.е уменьшить площадь складских помещений, что позволить увеличить площадь торгового зала;
– произвести более рациональное размещение оборудования;
– оптимизировать выкладку товаров в торговом зале, крупногабаритная техника (холодильники, водонагреватели должны располагаться на полу, без применения поддонов, стендов), что позволит сократить перегруженность торгового зала установочным оборудованием;
– усовершенствовать расчетные операции с покупателями путем использования более совершенного кассового оборудования.
В ходе перепланировки магазина и освобождения площадей для установки нового оборудования предлагается увеличить объем торгового зала, за счет уменьшения складских помещений.
При этом в целом, совершенствование планировки магазина и размещение товаров будет направлено на:
– повышение коэффициентов установочной площади, коэффициента выкладки товаров;
– повышение удельного веса торговой площади в общей площади магазина;
–выбор оптимального режима работы предприятия и организации труда[13].
Переоборудование помещений для хранения товаров в торговые площади позволит преобразовать резервный запас товаров в выставочный запас магазина, что будет способствовать росту товарооборота и повышению качества торгового обслуживания покупателей.
При этом размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами магазина важно учитывать емкость торгового оборудования и количество разновидностей представляемых товаров. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров[14].
Оптимизацию оснащенности рассматриваемого магазина следует осуществлять в следующих направлениях:
– обеспечить соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
– продолжать улучшать оснащение магазина оборудованием для хранения товаров с учетом используемых методов розничной продажи товаров.
Таким образом, имеющиеся у предприятия возможности по увеличению торговой площади, позволит получить дополнительный объём товарооборота, а также расширить ассортимент реализуемых товаров, увеличить выкладку товаров и улучшить их показ, что приведёт к повышению качества торгового обслуживания потребителей и сокращению издержек потребления[15].
2 Расчетная часть
2.1 Характеристикамагазина «Каравай» и павильона «Каравай»
Данное предприятие, магазин «Каравай» представляет собой пекарню. Она была создана в 2009 году, работает в две смены, первая с 18:00 до 05:00, а вторая смена с 05:00 до 16:00. На данном предприятии применяется как механизированный, так и ручной труд, так как процесс производства хлеба не является технически сложным, оборудование, используемое на предприятии – это хлебопекарные печи, тестомесительная машина, фасовочные и товарные весы. Также применяется сопутствующие оборудование: стеллажи для хранения сырья и стеллажи для готовой продукции.
Предприятию присвоен ИНН 2811005596, КПП 281101001, ОГРН 1142804000492, ОКПО 10353194. Предприятие расположено по адресу улица Набережная, 76, с. Васильевка, Белогорского района, Амурской области, Россия, 676821.
В настоящий момент на предприятии работает 38 человек.
Коллектив состоит из: 1 бухгалтер (5–ти дневная рабочая неделя) , 2 оператора ( график 2/2) , 1 старший продавец (5–ти дневная рабочая неделя), 2 продавца (график 2/2), 2 водителя (каждый день) , 1 электрик (график 3/3) , 1 разнорабочий (каждый день), 1 зав.складом (5–ти дневная рабочая неделя), 2 технички (график 2/2), 4 тестовода( работают в 2 смены по 2 человека), 12 пекарей (дневная и ночная смена по 6 человек, график работы 2/2).
Руководителями являются: Воронцова Г.А, Воронцов С. И, Соловьёва Д. А.
Предприятие, имеет две свои торговые точки, в которых также продают свою продукцию, это павильон «Каравай» расположенный на территории ТЦ «Лимон», ул.9 Мая, 210,г. Белогорск, Амурская область. На павильоне «Каравай» работает 2 продавца, которые работают посменно 2/2. И магазин «Лоток» расположенный по адресу ул. Партизанская, 24, г. Белогорск, Амурская область. На магазине «Лоток» работают : 3 продавца, 1 бухгалтер и 1 техничка. График работы у продавцов по сменно 3/3, у бухгалтера 5–ти дневная рабочая неделя, техничка работает каждый день без выходных.
Над всеми руководит Воронцова Г.А, в её отсутствие руководством занимаются бухгалтера.
Предприятие «Каравай», предоставляет так же свою продукцию школам и детским садам по договору по поставки продукции, а так же работает с другими магазинами по накладным (магазинам «Автобат», «Фартуна» с. Возжаевка, «Стрела»). Сотрудничают с поставщиками по доставке муки, фарша, масла, повидло, сгущенки, творога для реализации своей продукции.
Как говорилось выше магазин «Каравай» – пекарня, продает предоставляемый ассортимент своей продукции:
– пирожки (в ассортименте, так же жаренные и печенные);
– булочки (в ассортименте.);
– хот-доги, сосиски в тесте (жаренные и выпеченные), беляши, пиццу;
– хлеб (высшего сорта, 2-го сорта, мраморный, батон с отрубями и т.д.);
– обеды (гречку и рис с котлетами, пельмени, салаты);
– ватрушки(с творогом и повидлом);
– осуществляют заказы на пироги с повидлом.
Так же в продаже имеются товары:
– бытовой химии;
– макаронных изделий;
– колбасных изделий;
– рыбных изделий;
– молочной продукции.
2.2 Анализ планировки торгового зала и оборудования магазина «Каравай»
Магазин «Каравай» используетсмешанная планировка торгового зала. При таком способе расстановки комбинируется продольное и поперечное размещение линий прилавков и витрин, линейная и боксовая планировка торгового зала.
Рисунок 4 – Схема расстановка оборудования в магазине «Каравай».
В магазине «Каравай» на 200 квадратных метрах стоит оборудование:
шкаф холодильный – 5 штук;
ларь морозильный – 2 штук;
витрина холодильная – 1 штука;
витрина – 7 штук;
стеллаж пристенный– 7 штук.
Для того чтобы узнать эффективное ли размещение оборудования в торговом зале, нужно рассчитать: установочную площадь, занятую торговым оборудованием.
Kуст. = S уст. /Sт.з (1)
где S уст. – торговое оборудование (сумма площадей всех оснований ТО); S – площадь зала магазина.
K уст.= 80/200=0,4
Значение коэффициента завышено (более 0,33), это значит, что есть неудобства для продавца, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так:
Кэксп. = Sэксп. / Sт.з. (2)
Где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала; Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з. – площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаровоборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.).
Кэксп.=120:200=0,8
Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине считается соотношение, 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок и стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
По расчетам можно сделать вывод, что оборудование расположено неудобно для продавца и его прохода за товарами.
2.3 Проект планировки и расстановки оборудования магазина «Каравай»
Планировка помещения является определяющим фактором в технологии продаж, именно поэтому так важно правильно оформить торговое помещение, чтобы оно в дальнейшем приносило прибыль.
Для создания правильной планировки торгового зала не достаточно просто расставить мебель под стенками магазина – при решении этой задачи необходим комплексный подход.
Как, по-моему мнению, можно было бы сделать небольшой магазинчик самообслуживания с линейной выкладкой, для более удобного размещения оборудования.
Рисунок 4– Схема проекта планировки и расстановки оборудования магазина «Каравай»
Оборудование которое расположено:
шкаф холодильный – 4 штук;
ларь морозильный – 2 штук;
витрина холодильная – 1 штука;
стеллаж островной – 4 штук;
стеллаж пристенный– 5 штук.
Эффективное размещение оборудования в торговом зале, нужно рассчитать: установочную площадь, занятую торговым оборудованием.
K уст. = S уст. /S т.з (3)
где S уст. – торговое оборудование (сумма площадей всех оснований ТО); S – площадь зала магазина.
K уст.= 50/150=0,33
Эта величина равна 0,33, это значит, что есть удобства для продавца, поскольку достаточная ширина проходов между оборудованием.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так:
Кэксп. = Sэксп. / Sт.з. (4)
Где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала; Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з. – площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаровоборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.).
Кэксп.= 100:200=0,5
Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине считается соотношение, 0,7.
Вывод такой, по расчетам и по проекту видно что, оборудование в такой расстановке стоит более лучше и удобнее, как для покупателей так и для продавцов.
2.4 Сравнительный анализ совершенствования планировки магазина «Каравай»
Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления двух и более объектов исследования (явлений, предметов, идей, результатов и т.п.). В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью классификации.
Для того чтобы узнать какая планировка оборудования магазина «Каравай» (которая сейчас или по составленному проекту) подходит лучше, проведем сравнительный анализ по выше вычисленным значениям.
Таблица 2 – Сравнительный анализ расстановки оборудования в магазине «Каравай» и схемы проекта расстановки оборудования
Показатели | До проекта | После проекта | Отклонение |
+, - | % |
1)S магазина | 200 | 200 | 0 | 0 |
2) S уст | 80 | 50 | -30 | 63 |
3) Sт.з | 200 | 150 | -50 | 75 |
4) Sэксп. | 120 | 100 | -20 | 83 |
По сравнительному анализу расстановки оборудования в магазине «Каравай» и схемы проекта расстановки оборудования, S магазина равна 200 квадратных метров. До проекта всю эту площадь занимал торговый зал, а после составления проекта для торгового зала была отведена площадь в 150 квадратных метров, и плюс я отвела 50 квадратных метров для места доработки товаров. Экспозиционная площадь магазина (Sэксп) уменьшилась вместе с меньшим количеством расставленного оборудования, корзин и полок в них после проекта. Установочная площадь также уменьшилась с площадью магазина и меньшим количеством расставленного оборудования.
Смотря на предлагаемый проект, я вижу значительно больше плюсов такой расстановки, чем той которая в магазине сейчас, площадь для доработки товаров отведена, оборудования в магазине меньше, но с этим повысилась эффективность размещения оборудования в торговом зале.
2.5 Сравнительный анализ совершенствования планировки магазина «Каравай» и павильона «Каравай»
Для сравнительного анализа еще я решила сравнить магазин «Каравай» и павильон «Каравай», в котором также продают свою продукцию, чтобы узнать эффективно ли используется расстановка оборудования в нем.
Павильон «Каравай» имеет площадь 20 квадратных метров. В нем расположено оборудование:
– шкаф холодильный – 1 штука;
– ларь морозильный – 1 штук;
– витрина холодильная – 1 штука;
– стеллаж пристенный – 2 штуки;
– витрина – 2 штуки.
Эффективное размещение оборудования в павильоне, нужно рассчитать: установочную площадь, занятую торговым оборудованием.
K уст. = S уст. /S т.з(5)
где S уст. – торговое оборудование (сумма площадей всех оснований ТО); S – площадь зала магазина.
K уст.= 5/20=0,25
Эта величина равна 0,25, это значит, что есть удобства для продавца, поскольку достаточная ширина проходов между оборудованием.
Степень использования площади павильона под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так:
Кэксп. = Sэксп. / Sт.з. (6)
где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала; Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з. – площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаровоборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.).
Кэксп.= 15:20=0,7
Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине считается соотношение, 0,7.
Вывод такой, по расчетам видно что, оборудование стоит более лучше и удобнее, как для покупателей так и для продавцов (эффективно размещенно оборудование в торговом зале).
Таблица 3 – Сравнительный анализ расстановки оборудования в магазине «Каравай» и павильоне «Каравай»
Показатели | Магазин «Каравай» | Павильон «Каравай» | Отклонение |
+, - | % |
1)S магазина | 200 | 20 | -180 | 10 |
2) S уст | 80 | 5 | -75 | 6,3 |
3) Sт.з | 200 | 20 | -180 | 10 |
4) Sэксп. | 120 | 15 | -105 | 7,5 |
Так как магазин и павильон имеют разные площади, то расхождения большие по их сравнению. Когда выше рассматривали магазин, его расположения оборудования и проводили расчеты по установочной площади и коэффициенту экспозиционной площади, сделали вывод что у него не эффективно расположено оборудование. Но вот по расчетам установочной площади и коэффициенту экспозиционной площади павильона, полученные значения указывают на то, что здесь оборудование расположено, очень даже эффективно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части исследовательской работы были изучены вопросы: сущность розничной торговли и типов магазинов; основные виды технологических планировок магазинов; виды оборудования в продовольственных магазинах; основные направления совершенствования планировок и оборудования продовольственных магазинов.
В период написания исследовательской работы я проводила аналитическую работу магазина «Каравай» и павильона «Каравай» по планировке.
Для достижения поставленной цели в исследовательской работе были решены следующие задачи:
– изучила сущность розничной торговли и типов магазинов;
– освоила основные виды технологических планировок магазинов;
– рассмотрела основные направления совершенствования планировок и оборудования продовольственных магазинов;
– провела аналитическую работу планировки торгового зала и оборудования;
– составила проект планировки и расстановки оборудования магазина;
– провела сравнительный анализ совершенствования планировки магазина «Каравай» и павильона «Каравай».
Так же освоила методику расчета использования торговых площадей, для того чтобы узнать эффективное ли размещение оборудования в торговом зале, рассчитывала: установочную площадь, занятую торговым оборудованием и для степени использования площади торгового зала под выкладку товаров, коэффициент экспозиционной площади.
Составила схему расположения оборудования в магазине «Каравай» и составила свой проект по расстановке оборудования, провела выше указанные расчеты, провела анализ совершенствования планировки магазина «Каравай», а также провела сравнительный анализ совершенствования планировки магазина «Каравай» и павильона «Каравай». Так как магазин и павильон имеют разные площади, то расхождения большие по их сравнению.
Когда рассматривали планировку магазина, расположения оборудования и провели расчеты по установочной площади и коэффициенту экспозиционной площади, сделали вывод, что в магазине не эффективно расположено оборудование.
Но вот по расчетам установочной площади и коэффициенту экспозиционной площади павильона, полученные значения указывают на то, что в павильоне оборудование расположено, очень даже эффективно.
Работа была представлена руководству сети магазинов «Каравай» и имела положительную оценку, взята на заметку внедрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Основные задачи технической оснащенности[Электронный ресурс]. – 2014. –URL: https://studopedia.ru/3_168585_ponyatie-i-pokazateli-proizvoditelnosti-truda.html (дата обращения 21.09.2020).
2. Основы технологических планировок и оборудование магазинов [Электронный ресурс]. – 2018. – URL:https://mirznanii.com/a/262879/proizvoditelnost-truda-i-metody-ee-kolichestvennogo-izmereniya-v-torgovle/ (дата обращения 21.09.2020).
3. Функции розничной торговли [Электронный ресурс]. – 2017. –URL:https://science-education.ru/ru/article/viewid=11461 (дата обращения 22.09.2020).
4. Сущность розничной торговли и типов магазинов [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: https://studfile.net/preview/4284265/page:27/(дата обращения 22.09.2020).
5. Понятия магазина и павильона [Электронный ресурс]. – 2018. –URL: https://center-yf.ru/data/ip/vidy-proizvoditelnosti-truda.php (дата обращения 22.09.2020).
6. Осуществление планировки [Электронный ресурс]. – 2018. –URL:https://studwood.ru/1320292/ekonomika/pokazateli_effektivnosti_ispolzovaniya_truda_rabotnikov_predpriyatiy_torgovli_ponyatie_metodika_rascheta(дата обращения 23.09.2020).
7.Виды планировок магазина [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: https://studbooks.net/1422627/menedzhment/znachenie_zadachi_analiza_ispolzovaniya_personala_predpriyatiya (дата обращения 23.09.2020).
8. Основные виды технологических планировок магазинов[Электронный ресурс]. – 2019. – URL:https://bstudy.net/642414/ekonomika/vidy_tehnologicheskih_planirovok_torgovogo_zala(дата обращения 23.09.2020).
9.Понятие торгового оборудования [Электронный ресурс]. – 2017. – URL: https://studme.org/89606/ekonomika/analiz_dvizheniya_rabochey_sily(дата обращения 24.09.2020).
10. Виды торгового оборудования [Электронный ресурс]. – 2018. – URL: https://pandia.ru/text/77/213/97755.php (дата обращения 24.09.2020).
11. Холодильное торговое оборудование [Электронный ресурс]. – 2016. –URL: https://vuzlit.ru/1812294/proizvoditelnost_effektivnost_truda_torgovle_put
_povysheniya (дата обращения 24.09.2020).
12. Виды оборудования в продовольственных магазинах [Электронный ресурс]. – 2017. – URL: https://www.vitrina39.com/post/to-dlya-magazina(дата обращения 24.09.2020).
13.Предложения по совершенствованию планировок и оборудования [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: https://otherreferats.allbest.ru/management/00516214_0.html (дата обращения 25.09.2020).
14. Размещение помещения и их планировка [Электронный ресурс]. – 2016. – URL: https://studopedia.ru/2_594_effektivnost-ispolzovaniya-trudovih-resursov-faktori-povisheniya-proizvoditelnosti-truda.html (дата обращения 25.09.2020).
15. Основные направления совершенствования планировок и оборудования продовольственных магазинов [Электронный ресурс]. – 2018. – URL:https://studbooks.net/1017279/marketing/puti_sovershenstvovaniya_ustroystva_planirovki_pomescheniy_magazina(дата обращения 25.09.2020).
18