СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 81. "А.П.Чехов "Хамелеон". Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье для учителя " "А.П.Чехов "Хамелеон". Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства" рассматриваются вопросы: суть понятия "хамелеонство", сюжет и композиция рассказа А.П. Чехова, худ. детали в произведении, "хамелеонство" Очумелова, особенности речи Очумелова.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 81. "А.П.Чехов "Хамелеон". Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства"»

Вопрос № 81. Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные из­менения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает на­глость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Хрюкин упоминает брата-жандарма с целью запугать Очумелова и окружающих, так как жандар­мерия в царской России была выше полиции. О генерале Жи­галове и его брате упоминается, когда в толпе решают, чья же это собака. Автор вводит эти закулисные образы, чтобы, ярче показать хамелеонство героев рассказа.

Черты хамеле­онства присущи не только Очумелову.

  • Сколько «хамелеонов» Чехов нам показы­вает в рассказе? (Очумелое, Хрюкин, толпа.)

  • Почему толпа так быстро, «словно из земли выросши», собирается вокруг Хрюкина? (Любопытство, хочется зрелищ, скучная жизнь.)

  • В конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным, хотя рань­ше занимала нейтральное положение или даже поддерживала его. Почему? (Среди толпы тоже наблюдаются черты и на­строения хамелеонства, Чехов хочет подчеркнуть это.)

Выводы: Чехов в рассказе утверждает, что хамелеонство — это всеобщее явление. За ним кроются чинопочитание, подха­лимство, лицемерие, самодурство, угодничество. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действитель­ности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. В сумме все эти черты обозна­чают все глобальные проблемы России конца XIX века.


Сюжет и композиция рассказа «Хамелеон»


Сюжет (быстро развивающийся)

Композиция (внесюжетные элементы рассказа)

1

Экспозиция. Описание места действия

Описание места действия: городской пейзаж (с. 81). Сцена происшествия. Художественные детали: новая шинель полицейского надзирателя, узелок в руке, конфискованный крыжовник, окровавлен­ный палец Хрюкина.

Портретные детали: «рыжий городо­вой», «человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке», «сонные физиономии», «на полупьяном лице».

Портрет собаки (щенка)

2

Завязка. Очумелов врезается в толпу

Реплика Очумелова — несколько слов, 4 вопросительных предложения, которые полицейский надзиратель произносит, «врезываясь в толпу» (с. 83)

3

Развитие действия(как кривая линия, идущая то вверх, то вниз, то снова вверх)

Монолог Хрюкина. Монолог Очу­мелова. Реплика из толпы. Рассуждение Очумелова. Реплика из толпы. Диалог Очумелова, горо­дового и других (с. 84, 85). Рассуждение Очумелова.

4

Кульминация. Разго­вор Очумелова с Про­хором

Диалог Очумелова с генеральским пова­ром Прохором.

5

Развязка. Полицей­ский надзиратель ле­безит перед генераль­ским поваром, отдает ему собаку и угрожает Хрюкину

Монолог полицейского надзирателя. Реплика-угроза полицейского надзи­рателя

Чехов – мастер детали. Деталь худ. — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагруз­ку.

Охарактеризуйте полицейского надзирателя Очумелова.

  • Каким мы его видим в рассказе? (Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с реше­том, доверху наполненным конфискованным крыжовником.)

  • Почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? (Мы понимаем, что полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали «дань».)

  • Что значит такая деталь, как шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

  • Когда мы встречаемся в рассказе с золотых дел мастером Хрюкиным? («...бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстег­нутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы...»; «...Около самых ворот склада... стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, пока­зывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».)

  • Что же замечает в нем автор? (Полупьяное лицо, на ко­тором что-то написано, здесь же окровавленный палец.)

  • Что нам хочет сказать автор, показывая глаза собаки, в время как глаза других героев рассказа мы не видим? «Человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого сарказму, юмора Чехова.

«Хамелеонство» Очумелова

Очумелов шесть раз изменяет свою точку зрения на про­исшествие и своё отношение к участникам его.

Название части

Намечающееся решение

1. Полицейские идут через базарную площадь.

1. ----------

2. «Никак беспорядок, ваше благородие!»

2. ----------

3. Жалоба Хрюкина.

3. Решение Очумелова составить протокол об истреблении собаки.

4.Собака, кажется, принадлежит генералу.

4. Оставить дело без последствий.

5. «Нет, это не генеральская».

5. В Петербурге или в Москве такую собаку сразу бы уничтожили.

6. «Вестимо, генеральская».

6. Возвратить собаку хозяину и обвинить пострадавшего.

7. «Этаких у нас отродясь не бывало».

7. «Истребить, вот и всё».

8. «Это генералова брата».

8. Окончательное решение: соба­ку возвратить хозяину, так как виноват сам пострадавший («Возьми её»).

Особенности речи полицейского Очумелова и их связь с основными чертами его характера

Интонация и состав речи Очумелова полностью соответствуют его социально-пси­хологическому облику. Основной мотив, определяющий поведение Очумелова (угодить чиновным и знатным людям), определяет и две стихии его речи. Особенным тоном он разго­варивает с народом, с людьми, стоящими ниже его по социаль­ной лестнице; другие интонации и другой язык у него, когда заходит речь о людях сильных и богатых.

При объяснении с простыми людьми малокультурный Очумелов груб, деспотичен, надменен. Его речь звучит, как коман­да, изобилует грубыми, ругательными словами. В ней наряду с неправильными канцелярскими оборотами встречаются про­стонародные грубые выражения. Канцелярские обороты речи: «По какому это случаю тут? Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»; «Собака и прочий бродячий скот». Грубые простонародные слова и выражения: «Я ему покажу кузькину мать»; «Знаю я вас, чертей», «Мерзавец, болван, свинья».

Очумелов часто приказывает, употребляет формы повелительного наклонения: «А собаку истребить надо!», «Не рассуждать!», «Не дыши!», «Нужно проучить!» Полицейский подчёркивает свою власть при помощи частого употребления глагола в первом лице ед. числа: «Я этого так не оставлю!»; «Я покажу вам, как собак распускать!»; «Чья это собака, спрашиваю?»

При высказывании о чиновных и людях, стоящих по социальной лестнице выше него, Очумелов превращается в льстеца и низкопоклонника. В своей речи он стремится выра­зить своё почтение, преданность и любовь к сильному и знат­ному человеку, желание услужить ему. Отсюда совсем иной словарь и интонации речи Очумелова, когда он говорит о вла­дельце собаки, брате генерала Жигалова. В языке Очумелова тогда звучит лесть и низкопоклонство подхалима, гру­бого человека. Здесь мы находим:

1) обилие вопросит., восклицат. и незаконченных предложений, которые дол­жны выразить чувство любви, преданности и готовности услу­жить сильному человеку («Ишь ты, господи!.. А я и не знал!..»);

2) употребление слов с ласкат. и уменьшительными суффиксами («братец», «собачка», «цуцык»);

3) употребление глагола в форме 3 л. мн.ч. вместо ед. для выражения своего почтения и уважения («братец приехали»).

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!