СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблема адаптации, способы их преодоления."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассказывает об адаптации первоклассника к школе: как успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщить к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблема адаптации, способы их преодоления."»

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблема адаптации, способы их преодоления.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Работа с этими детьми началась ещё в прошлом году с 09.04.2016г.– по 21.05.2016г. в Школе будущего первоклассника. Занятия проводились 1 раз в неделю по 4 занятия в день. Данные занятия посещали дети из детского сада и, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводили педагог-психолог, логопед и будущие классные руководители первоклассников Алексашкина О.Н. и я – Халилова Э.Р.. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.

1 сентября 2016 года в 1-А класс поступило 22 учащихся, из них 1 ученик с ОВЗ (Агеева Д.). Из 21 учащихся: 12 девочек и 9 мальчиков. В октябре месяце 1 ученик выбыл в МБОУ «Некрасовская школа». На данный момент в 1-А классе обучается 20 учащихся, из них 12 девочек и 8 мальчиков.

Главной целью адаптационного периода является обеспечение плавного перехода детей от игровой к учебной деятельности, выработать вместе с детьми основные правила и нормы школьной жизни. Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

По наблюдениям классного руководителя, педагога-психолога и логопеда школы было отмечено, что одна группа детей адаптировалась к школе в течение первого месяца обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября (у некоторых детей – к концу октября) произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80% учащихся класса. Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, быстро уставали, не всегда вовремя реагировали на задания и замечания учителя. Лишь к концу ноября реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 20% учащихся.

К концу первого полугодия в 1-А классе адаптация проходит успешно. Дети хорошо знакомы друг с другом. В классах создана доброжелательная атмосфера. При проведении уроков, наблюдая за детьми на переменах, было отмечено, что обучающиеся 1-А класса хорошо знакомы с правилами школьной жизни: не выкрикивают на уроках, поднимают руку для ответа, соблюдают правила поведении в столовой и т.д. Среди большинства учащихся 1-А класса отмечается средний уровень внимания, дети в основном умеют анализировать изучаемые явления, задачи, выявлять в них существенные признаки. Однако у некоторых учащихся внимание неустойчиво, дети допускают несущественные ошибки при анализе явлений. Практически все обучающихся класса достаточно на начальном этапе обучения умеют сравнивать, обобщать понятия, явления и предметы, умеют осуществлять творческий перенос знаний и по аналогии. Я, как учитель класса провожу систематическую работу по развитию речи, добиваюсь, чтобы речь детей была логична, последовательна, аргументирована, так как у детей в речи пока допускаются несущественные логические ошибки. Также систематически логопедом школы проводятся занятия с учащимися, имеющие дефекты в речи. В классе есть учащиеся, требующие особого внимание и испытывающие трудности при адаптации в познавательной сфере (3 человека). Эти учащиеся испытывают трудности при обобщении знаний, не всегда могут сосредоточиться на задании, отвлекаются в процессе его решения, не могут справиться с заданием без помощи учителя. Из них 2 учащиеся такие трудности имеют по отдельным предметам (Малыгина Е., Кручевская С.), 1 ученик имеет более серьёзные пробелы в познавательной сфере (Эрманбетов А.) С этими детьми уже организована работа и с моей стороны, и со стороны психолога и логопеда. Также проводятся беседы и консультации с их родителями.

Значимым моментом адаптационного периода являются родительские собрания. В первом полугодии было проведено 3 классных родительских собраний с приглашением педагога-психолога и логопеда школы. На каждом собрании мы стараемся прояснять ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомить с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывать о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода. 19 октября 2016 года было проведено второе родительское собрание, на котором классный руководитель, психолог и логопед школы ознакомили с результатами наблюдений по вопросу адаптации первоклассников в школе.


На основании вышеизложенного:

  1. Продолжить работу по созданию доброжелательной атмосферы в классе и обеспечению эмоционального комфорта.

  2. Продолжить работу по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся.

  3. В процессе обучения помогать детям в успешной адаптации посредством создания игровых проблемных ситуаций, работы в группах, проведения мероприятий.

  4. Продолжать привлекать к работе по адаптации и в обучении первоклассников педагога-психолога, логопеда и школьного библиотекаря.