СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: аддиктивное поведение подростков и его профилактика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность в последнее время преобретают вопросы здорового образа жизни. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков. 

Просмотр содержимого документа
«Статья: аддиктивное поведение подростков и его профилактика»

СТАТЬЯ:

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ.

В подростковом возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение получило название «аддиктивного». Аддиктивное поведение – нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости.

Мотивационной основой зависимости является желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.

Отсутствие специальных знаний и навыков ЗОЖ, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку подростков.

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками:

- снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;

- отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, усиление таких черт, как скрытность и лживость;

- нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;

- компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста;

- эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;

- тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики или другие психоактивные вещества;

- повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться;

- наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;

- изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота;

- наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых;

- «беспричинное» сужение или расширение зрачков.

Задачи профилактической работы с детьми в учебных заведениях:

- дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;

- сориентировать их на способность делать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;

- сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

Что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение:

- усилить нравственное воспитание школьников;

- гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности;

- дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору;

- дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда;

- просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков;

- исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым им предлагают наркотики; факторы, способствующие принятию предложения и его отвержению;

- обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения;

- своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем;

- организовать обучение детей и подростков базовым социальным умениям: общаться, разрешать конфликтные ситуации, преодолевать стресс, принимать решения, планировать свое будущее, управлять своим поведением на основе самопознания; - при выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь.

Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Объектом работы учителей, социальных работников и пропагандистов ЗОЖ являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально.

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, предотвратить формирование хронического заболевания.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость – школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!