СТАТЬЯ:
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ.
В подростковом возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение получило название «аддиктивного». Аддиктивное поведение – нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости.
Мотивационной основой зависимости является желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.
Отсутствие специальных знаний и навыков ЗОЖ, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку подростков.
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками:
- снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
- отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, усиление таких черт, как скрытность и лживость;
- нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
- компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста;
- эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;
- тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики или другие психоактивные вещества;
- повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться;
- наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;
- изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота;
- наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых;
- «беспричинное» сужение или расширение зрачков.
Задачи профилактической работы с детьми в учебных заведениях:
- дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;
- сориентировать их на способность делать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
- сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
Что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение:
- усилить нравственное воспитание школьников;
- гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности;
- дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору;
- дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда;
- просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков;
- исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым им предлагают наркотики; факторы, способствующие принятию предложения и его отвержению;
- обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения;
- своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем;
- организовать обучение детей и подростков базовым социальным умениям: общаться, разрешать конфликтные ситуации, преодолевать стресс, принимать решения, планировать свое будущее, управлять своим поведением на основе самопознания; - при выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь.
Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.
Объектом работы учителей, социальных работников и пропагандистов ЗОЖ являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально.
Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, предотвратить формирование хронического заболевания.
Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость – школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.