СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Активные методы обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уровень активности сильно влияют отношения преподавателя и стиль его общения с обучающимися на уроке, успеваемость и настроение самого студента (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же студента на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой преподаватель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать группу. Подлинное сотрудничество преподавателя и обучающихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность группы.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности. Действия педагога, которые побуждают к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности студентов зависит и от них самих, от их воспитанности, волевых усилий, ведь студент не только объект, но и субъект учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Активные методы обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО"»

Использование активных методов обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО


Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание - запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым учащимся, его умственным трудом, хотя и под руководством преподавателя.

Применение термина «активные методы» предполагает существование и неактивных, пассивных методов. Возникает вопрос: что такое активные методы?

Активность (от лат. Actibus – деятельный) – это психическое качество, черта характера, человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности, о творческом мышлении.

На уровень активности сильно влияют отношения преподавателя и стиль его общения с обучающимися на уроке, успеваемость и настроение самого студента (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же студента на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой преподаватель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать группу. Подлинное сотрудничество преподавателя и обучающихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность группы.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности. Действия педагога, которые побуждают к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности студентов зависит и от них самих, от их воспитанности, волевых усилий, ведь студент не только объект, но и субъект учебного процесса.

Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся группы на занятии работают интенсивно, с интересом и желанием, внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая.

Итак, активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех обучающихся группы, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.

В современной педагогике и, в частности, в обучении биологии в условиях СПО используются следующие методы:

1) Словесные:

а) Метод дискуссии – по вопросам педагога или учащихся, требующих размышлений, студенты на занятии свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.

б) Метод самостоятельной работы с учебником - все обучающиеся самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию читаются учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Такой метод доминирует на особом типе урока – при изучении нового легкого материала без предварительного объяснения его педагогом.

в) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами - все студенты самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию выполняют письменно – графическую работу по биологии творческого характера, используя тексты и другие дидактические материалы в нескольких вариантах.

г) Метод эвристической (поисковой) сократической беседы – обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания.

д) Метод проблемного изложения – проблемные вопросы решает сам преподаватель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа аудиторию к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию знаний.

е) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач – все студенты по заданию преподавателя самостоятельно решают расчетные и логические задачи по аналогии или творческого характера. Использование задач экологического, генетического, молекулярно-биологического содержания для закрепления знаний позволяет в новом аспекте рассмотреть изученный материал, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

2) Наглядные:

а) Частично поисковый демонстрационный – обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей и других изобразительных пособий.

б) Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями – обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино-, диафильмов, слайдов, теле-, видеофильмов.

в) Метод опорных сигналов – педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; студенты копируют, прорабатывают и воспринимают опорные сигналы.

3) Практические:

а) Частично поисковый лабораторный метод – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.

б) В последнее время все большее распространение получают такие типы занятий, как занятия – лекции, занятия – семинары, тематические зачеты.

В системе внеурочной работы по биологии сложились и стали традиционными и такие активные формы обучения, как:

Внеклассные занятия (индивидуальная работа, кружки, олимпиады, и т.д.)

Ролевые игры;

Экскурсии.

Итак, успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности обучающихся в большей степени зависят от использования на занятиях методов, методических приемов и средств обучения. Поэтому, выбор методов, приемов и средств обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, следует рассматривать как одно из важнейших требований к уроку биологии. При выборе методов и средств обучения следует учитывать различные факторы:

Содержание учебного материала;

Поставленные перед преподавателем задачи на урок;

Оснащенность кабинета биологии учебным материалом;

Наличие раздаточного материала.

Все это даст возможность по мере овладения биологическими понятиями создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружения обучающихся учебными умениями, включить их в познавательную деятельность.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют преподавателя, а, наоборот, делают общение с учащимся СПО более содержательным, индивидуальным и деятельным.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

В юношеском возрасте наиболее высока потребность учащихся СПО к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Таким образом, современные возможности при преподавании биологии в условиях СПО способны оптимизировать совместную деятельность педагога и студентов, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.