Сегодня актуально решение проблемы стандартизации школьного химического образования. Это вызвано и тем, что школы переходят на новые, более свободные, формы организации учебного процесса. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Актуальные проблемы методики обучения химии"»
Актуальные проблемы методики обучения химии
Сегодня актуально решение проблемы стандартизации школьного химического образования. Это вызвано и тем, что школы переходят на новые, более свободные, формы организации учебного процесса. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Важный аспект химического образования в общеобразовательных организациях – прикладная составляющая химической науки. Система общего образования направлена на овладение обучающимися химическими знаками в объёме, необходимом для повседневной жизни в деятельности во всех областях промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования, культуры, науки, государственного управления, в т.ч. непосредственно не связанных с химией. Химическое образование необходимо для создания у обучающихся представлений о роли химии в решении современных, энергетических, экологических, медицинских проблем.
Для обеспечения рационального поведения человека, предотвращения ущерба природе необходима система химических знаний и умений, которая обеспечивается отбором содержания учебного предмета «Химия» на всех уровнях общего образования в сочетании с формированием морально-нравственных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях.
Из вышеизложенного следует важность химического образования на уровнях основного общего и среднего общего образования, обязательность изучения учебного предмета «Химия» всем обучающимся. С чего начинать изучать химию или почему она стала неинтересным предметом?
Можно выделить следующие проблемы при изучении химии в школе:
- большинство детей приходят в 8-й класс неподготовленными. Математических знаний у них недостаточно, физические представления почти отсутствуют. Поэтому приходится решать не только свои задачи, вводить новые определения и понятия, но и пояснять некоторые математические и физические темы. Учащиеся имеют недостаточную подготовку к изучению химии.
Необходимо отметить важное значение учебного предмета «Химия» в современной системе общего образования. В процессе изучения химии можно выделить три этапа, подчинённые принципу преемственности: – пропедевтический. На данном этапе получение элементов химических знаний исполняется на уровне начального общего образования в рамках изучения предметной области «Обществознание и естествознание» (учебный предмет «Окружающий мир»), а также на уровне основного общего образования; – предпрофильный. На данном этапе осуществляется изучение предмета «Химия», целью которого является формирование базы знаний о веществах и химических явлениях, необходимых для безопасной жизнедеятельности, а также продолжение химического образования на уровне среднего общего образования; – профильный. На данном этапе получение химического образования должно реализовываться в зависимости от выбора обучающимся одного из учебных предметов: «Химия» (базовый уровень), «Химия» (углублённый уровень). Целью данного этапа является развитие системы химических знаний и умений, необходимых для продолжения химического образования в образовательных организациях высшего образования.
В современной школе существует недооценка чувственного восприятия изучаемых явлений как начального этапа познания. Гипотеза как форма теоретического познания, ее объяснительная и предсказательная функции практически отсутствуют в учебном процессе. Реального эксперимента либо нет, либо он используется как средство иллюстрации слов учителя, но не для проверки гипотез учащихся. Все эти процессы привели к негативному результату: обучение химии становится все более формальным, не связанным с реальной жизнью; учителя и методисты-практики отмечают падение интереса школьников к изучению учебного предмета «Химия». В последние годы школьные кабинеты химии оборудуются компьютерами, проекторами, электронными досками, цифровыми лабораториями, которые могли бы реализовать эвристическую и исследовательскую функции ученического химического эксперимента и повысить эффективность учебного исследования, но они часто используются в других целях. В этих условиях появилась опасность превращения «меловой химии» в «химию гаджетов», т. е. полной замены реальных опытов с веществами на анимацию, презентации, фото и другие.
Перечисленные проблемы являются общими для всех предметов. Однако, в рамках преподавания курса химии, некоторые из них успешно могут быть решены. Содержание курса химии позволяет преподавателю внести свой весомый вклад в эстетическое, экологическое, трудовое, нравственное и социально-психологическое воспитание студентов, так как включает в себя не только сведения, объясняющие студенту химические явления в окружающем мире, но и информацию о действительном аспекте химической науки.