СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Аспекты формирования культуроведческих компетенций при изучении морфологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена система заданий, позволяющих организовать работу по формированию культуроведческих компетенций при изучении морфологии.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Аспекты формирования культуроведческих компетенций при изучении морфологии"»



Аспекты формирования культуроведческой компетенции при изучении морфологии

Включение культуроведческого материала в школьный курс русского языка имеет целью научить школьников: определять грамматические способы и средства хранения культурной информации; давать лингвокультурологическую интерпретацию языковым фактам; использовать национально-маркированные единицы, отражающие ценности русского языка.

В этой статье мы предлагаем систему заданий, позволяющих учителю организовать работу по формированию культуроведческой компетенции при изучении морфологии. Разрабатывая упражнения, мы ставили следующие цели: стимулировать рост уровня культуроведческой компетенции; реализовать системный подход к изучению языковых явлений.

Лингвокультурологические включения в традиционный курс морфологии способствует интеграции предметов гуманитарного цикла, развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся. Предложенный материал помогает решать и воспитательные задачи: учащиеся осознают самоценность родного языка, национальной культуры.

Данные упражнения целесообразно использовать при изучении морфологии в 5-7 классах. Кроме обычных мы предлагаем проектные задания, предполагающие самостоятельную работу учащихся.

Изучая тему «Имя существительное», акцент делается на имя собственное, поскольку оно отражает систему ценностей лингвокультурной общности, многообразные факты истории, духовной культуры. Задание1. Приведите примеры фразеологизмов, пословиц и поговоок, в составе которых есть русские имена. Почему именно они попали в состав устойчивых выражений? Задание 2. В русском языке есть суффиксы, служащие для образования оценочных форм от имен собственных. Составьте ряд для своего имени. О какой черте русского характера свидетельствует большое количество оценочных форм имен? Задание3. Выборочное изложение. Прочитайте текст. Выпишите имена собственные. Расскажите о происхождении 2-3 имен. Задание 4 (проектное). «Улицы моего города». 1. Соберите исторические названия улиц. 2. Проследите, менялись ли названия. Чем это обусловлено? 3. Сделайте вывод об особенностях жизненного уклада жителей нашего города по их склонности выбирать те или иные названия улиц.

Изучая тему «Имя прилагательное, предлагаем задания. Задание1. Вспомните фразеологизмы, в составе которых есть прилагательные, обозначающие цвет. Задание 2. Что символизируют цвета российского флага? Напишите об этом сочинение-миниатюру. Задание 3. Приведите как можно боьше определений к слову Старый Оскол.

Изучая тему «Наречие», просим выполнить задания. Задание1. По толковому словарю определите значение слов: набекрень, восвояси, дотла. В книге В.М.Мокиенко «Образы русской речи» прочитайте, как образованы эти наречия, что они раньше обозначали. Задание 2. Предположите, от каких слов образовались наречия вдоль, вдосталь, вдребезги, вдруг, второпях. Что обозначали эти слова? Сопоставьте значение производного и производящего слов. Задание 3 (проектное). Соберите наречия с переносным значением, с корнями, которые самостоятельно не употребляются в современном русском языке. Пользуясь этимологическими словарями, дайте историко-культуроведческий комментарий нескольким наречиям из вашего списка.

Предлагаемый материал является эффективным средством оптимизации учебного процесса, актуализации интереса к родному языку, культуре, истории, активизации межпредметных связей, синтеза различных типов знаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!