СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Читая рассказ А.П. Чехова "Ионыч"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Краткость – сестра таланта». Эти слова А.П. Чехова понимаешь, когда погружаешься в мир его рассказов. В краткой, лаконичной, но емкой, глубоко художественной форме рассказа автор, порой, раскрывает или духовный мир героя, или его ограниченность, или духовную деградацию.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Читая рассказ А.П. Чехова "Ионыч"»

Читая рассказ А.П. Чехова «Ионыч»

Вера Ивановна Клоцман




«Краткость – сестра таланта». Эти слова А.П. Чехова понимаешь, когда погружаешься в мир его рассказов. В краткой, лаконичной, но емкой, глубоко художественной форме рассказа автор, порой, раскрывает или духовный мир героя, или его ограниченность, или духовную деградацию. В романе И. Гончарова «Обломов» перед нами история барина, которого воспитание, обстоятельства, атмосфера привели к трагическому концу. А.П. Чехову на 16 страницах рассказа «Ионыч» удалось показать такую же трагедию человека, разве что герой остается жив, но, к сожалению, только физически.

Уже само название свидетельствует о том, что перед нами самый обычный человек, названный только по отчеству.

С первых строк рассказа мы знакомимся с молодым, энергичным, любящим свою работу врачом Дмитрием Ионычем Старцевым. «Весной, в праздник, после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься и купить кое-что. Он шел пешком (своих лошадей у него не было) и все время напевал:

Когда еще я не пил слез из чаши бытия».

Вставная конструкция свидетельствует о том, что материальное благополучие еще впереди. А вот элегические слова песни Дельвига не случайны (в художественном произведении случайных слов не бывает). Они выбраны Чеховым с целью предупредить нас, что все не так гладко будет в жизни доктора Старцева. Автор знает конечную фазу жизни Ионыча, поэтому в первых четырех главах повествования ведется в прошедшем времени, а в пятой главе в настоящем.

Дмитрий Ионыч познакомился с семьей Туркиных, «самой талантливой семьей в губернском городе С». Чехов погружает читателя в атмосферу застоя и однообразия (Иван Петрович читает одни и те же стишки, задает задачи, сам их решает, даже гостей встречает одним и тем же приветствием: «Здравствуйте, пожалуйста»; Вера Иосифовна пишет и читает гостям бездарные романы о том, чего никогда в жизни не было и быть не могло; Котик (не Катя, не Екатерина в свои восемнадцать лет) играет так, как будто хочет вбить клавиши внутрь рояля.

Гости в восторге, и Ионыч поддается общей атмосфере восторга. Почему? Да потому что в Дялеже, где он живет среди мужиков, еще тоскливее. Читатель чувствует, что доктор «утонет» в этой атмосфере. Время в рассказе очень сжато, ведь на 16 страницах уместилась не только большая часть жизни семьи Туркиных. На наших глазах проходят месяцы, годы, но ничего не меняется ни у Туркиных, ни у жителей города. Автор использует прием повтора (Вера Иосифовна по-прежнему читает свои романы гостям, Пава, уже взрослый человек, веселит гостей фразой «Умри, несчастная!», а Иван Петрович повторяет свои анекдоты, загадки, шутки.

Котик играла на рояле «длинно», «трудно», «однообразно», «играла на рояле каждый день часа по четыре». Чехов использует наречия в описании музыкальных занятий Котика, чтобы дать читателю возможность понять, каким музыкальным талантом она обладает. Создается впечатление, что для Котика обучение музыке – трудная, изнуряющая, но приносящая удовлетворение работа. «Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда… Все окружали ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество». И только прожив четыре года в Москве, Котик с горечью заявляет, что она такая же пианистка, как ее мама писательница. Чехов приводит нас, читателей, к мысли, что только вырвавшись из «застоя», можно адекватно оценить себя, окружающих и ту атмосферу, которая приводит людей к «духовной смерти». Котик изменилась. Она поняла, что совершила ошибку, отказав Старцеву, а ее надежды на артистическую славу не оправдались.

А что же наш главный герой? Он подвергается испытанию временем и обстоятельствами. Сначала его раздражали обыватели города своими разговорами. Старцев высказывал и свои мысли, «а когда Старцев в обществе за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить».

Образ жизни Старцева изменился. После неудачно сделанного предложения Екатерине Ивановне, доктор страдал три дня. «Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но когда до него дошли слухи, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он зажил по-прежнему». Чехову достаточно было написать внутренний монолог Дмитрия Ионыча о приданом, о сомнениях – «Остановись пока не поздно» –и о трех днях переживаний, чтобы читатель понял, что никакой любви к Котику не было, была влюбленность. А еще собственное спокойствие да нажива. «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, – это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет». Одним предложением Чехов дает нам понять, что практика Ионыча расширилась (деньги по-разному пахнут, а значит, текут от разных людей: бедных, богатых). Пациенты раздражают доктора Старцева, он торопится, не уделяет им достаточно времени и внимания, а только напихивает карманы.

В V главе рассказа мы понимаем, что перед нами не тот молодой, энергичный человек, любивший людей, музыку, стихи, свою работу. Это уже Ионыч: «голос у него изменился, стал тонким, резким», так как «горло заплыло жиром», «характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным».

Когда же начался духовный спад? Вспомним два дня из жизни Старцева. Прошел год после первого посещения Старцевым Туркиных. Он появляется у них как врач. И после этого стал бывать часто, очень часто. В этих словах передано волнение, которое охватило доктора. Он уверен, что влюблен и не может прожить даже двух дней без любимого Котика. Котик долго играет на рояле, она наслаждается волнением и влюбленностью Дмитрия Ионыча, отправляет его на свидание на кладбище. Остаток разума говорит: «Ну это совсем не умно», но все равно поедет. На кладбище, у Туркиных идет томительное ожидание возможности побыть наедине с Екатериной Ивановной: «Дайте мне хоть четверть часа, умоляю вас… Я не видел вас целую неделю, я не слушал вас так долго… Побудьте со мной хоть пять минут! Заклинаю вас!» Какие эмоциональные, порывистые интонации, какие возвышенные слова! Вот она кульминация проявления личности Старцева, взлет. Он влюблен и это дает ему возможность раскрыть для себя личность другого человека, прислушаться к природе, почувствовать сострадание к людям, поразмышлять о жизни и смерти. Он поэтизирует Екатерину Ивановну: она казалась ему не по летам развитой, ему казалось, что он может с ней говорить о литературе, искусстве. Именно казалось, потому что мы не слышим Екатерины Ивановны, а только удивляемся ее поступкам (убегает среди серьезного разговора, смеется над именем Писемского). После отказа Екатерины Ивановны начинается духовный спад и прогрессирующее превращение в Ионыча.

Для него померкло все! Об окончательном духовном обнищании Ионыча говорит его отчужденность от людей, а главное, он вычеркнул из своей жизни светлое чувство влюбленности: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?», «А хорошо, что я тогда не женился». Ионыч отчетливо понимает и может впервые за последние годы честен с самим собой: «Вот вы спрашиваете, как я поживаю? Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся».

Автор тревожится о духовной потере человека, о смысле жизни, о влиянии на человека окружающей его среды, которой он не противостоит, о потере ответственности перед самим собой: «За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. Он одинок. Живется ему скучно, ничего его не интересует».