Что такое кейс и кейс-метод обучения?
Кейс — это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Ситуация может быть из сферы бизнеса или юриспруденции, медицины или строительства. Объединяет их то, что в каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.
Обычно происхождение термина одни связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (нестандартная, трудноразрешимая ситуация). И те, и другие, как вы видите, в чем-то правы.
Подготовка высококвалифицированного специалиста, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого преподавателя. Формирование общих и профессиональных компетенций позволяет студентам медицинского колледжа приобретать знания и умения максимально приближенные к практическому здравоохранению. Такая подготовка невозможна без эффективных методов обучения.
Одним из таких методов обучения, который широко используется преподавателями на занятиях, например, ММС, является кейс - метод.
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:
1 - описание и рассмотрение конкретной практической ситуации из практики будущей деятельности студентов, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.
Сase – пример, взятый из реальной жизни, профессиональной среды, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
При разработке текста кейса для занятий преподаватели используют:
ксерокопии историй болезни конкретных больных, к которым разрабатываются задания или вопросы;
ситуационные задачи с заданиями по каждой теме и учебная игра на эту тему;
набор слайдов, демонстрирующих презентации по теме занятия;
копии клинических анализов;
текстовые материалы художественных произведений.
В качестве задания можно предложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим студентом, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.
Кейсы можно использовать как на аудиторных занятиях, так и внеаудиторно самостоятельно с письменным отчётом и составлением презентации.
Классифицируя кейсы можно выделить:
практические, которые отражают реальные жизненные ситуации;
обучающие, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности
На практических занятиях по ММС мы широко используем практические и обучающие кейсы. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации и формируют конкретные практические умения и навыки. Студенты отрабатывают методику объективного и субъективного обследования пациента, в результате чего формируются такие навыки, как умения проводить осмотр, работать с медицинской документацией, выполнять сестринские манипуляции и процедуры.
При работе с обучающими кейсами у студента формируется умение не просто читать предложенный материал, а изучать и анализировать его. Студентам предлагается осмыслить клиническую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы.
Обычно разбор ситуации ведется в 3 этапа:
На первом этапе студенты индивидуально изучают текст ситуации, пытаются найти в ней проблему и решить ее.
Второй этап – работа в малой группе, где студенты на занятии без участия преподавателя обмениваются своими соображениями относительно анализируемой ситуации, при этом они ищут общее понимание проблемы и путей ее решения. Во время работы малых групп отрабатывается умение слушать других, защищать свое предложение, находить ошибки (свои или других участников). Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении.
Третий этап – групповое обсуждение – проводится преподавателем.
Во время групповой дискуссии происходит анализ содержания конкретной ситуации, диагностика проблемы, поиск способов ее решения.
При работе с обучающим кейсом наша задача научить студента систематизировать и интерпретировать данные. Конкретная ситуация, изложенная в обучающем кейсе, ведет студента от фактов к проблемам.
Занятия с использованием кейс – технологии позволяют не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение изучения профессионального модуля такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Данный метод способствует повышению у студентов мотивации как непосредственно к учебе, так и к профессиональной деятельности.
Таким образом, данный метод эффективно способствует формированию не только профессиональных, но и следующих общих компетенций:
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них;
брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами;
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
организовывать собственную деятельность
Литература:
Алексеев Н.А. Современные педагогические технологии в медицинском образовании: Метод.рекомендации для преподавателей. - Ханты-Мансийск: Изд-во ИИЦ ХМГМА. 2013. – 82С.
Аникушина Е.А., Бобина О.С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. Методическое пособие. Томск, В-Спектр, 2010.
Суханова Е.А. Инновационные образовательные технологии: теория и практика. Томск 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 02.01Лечебное дело(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 514). Двойников С.И., Лапик С.В. Ситуационное обучение в сестринском деле. - Москва, 2004.
Мухина С.А., Тарковская И.И. Теоретические основы сестринского дела:, учебное пособие в 2-х частях. - М.: «Родник», 1998.
Смолева Э.В. «Сестринское дело в терапии с курсом ПМП». Серия «Среднее профессиональное образование».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.