СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

В статье представлена информация о демонстрационном экзамене как форме государственной итоговой аттестации в условиях техникума. Определены принципы деятельности, по мнению автора, которые обеспечат повышение результативности сдачи демонстрационного экзамена. Описаны составляющие демоэкзамена, результативность обучающихся техникума.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, стандарты WorldSkills, общие компетенции, профессиональные компетенции, результат.

Просмотр содержимого документа
«Статья ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО



Клименко Лидия Александровна

Преподаватель

Южноуральского энергетического техникума



Аннотация

В статье представлена информация о демонстрационном экзамене как форме государственной итоговой аттестации в условиях техникума. Определены принципы деятельности, по мнению автора, которые обеспечат повышение результативности сдачи демонстрационного экзамена. Описаны составляющие демоэкзамена, результативность обучающихся техникума.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, стандарты WorldSkills, общие компетенции, профессиональные компетенции, результат.


В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».

Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», проводилась пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования, которая предусматривает:

       -  моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

       -  независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

       - определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

Минобрнауки вводит демонстрационный экзамен в структуру итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. Меняется сложившаяся практика, когда по итогам просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна для специальностей СПО, но обязательно обучающийся должен продемонстрировать свои умения на практике.

В первую очередь, экзамены введены в учебных организациях, которые обучают по программам ТОП-50.

Демонстрационный экзамен может стать инновационной формой получения профессионального образования при условии ─ взаимовыгодного сотрудничества компаний и образовательных учреждений; уточнения и согласования требований к квалификации (профессиональный стандарт как локальный документ, общие и профессиональные компетенции ФГОС); организации обучающего процесса подготовки и проведения демонстрационного экзамена для оценивания и подтверждения квалификации кадров; подготовки наставников компаний, членов оценочной комиссии и администраторов демонстрационного экзамена.

По данным на 2021 год, как отметила Марина Софронова, третья часть из 500 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на сегодня предусматривает проведение демонстрационного экзамена, а в 2022 году планируется завершить работу по его включению практически во все ФГОС СПО, за исключением специфических отраслей, имеющих свою квалификационную структуру, таких как здравоохранение, хотя и в этих отраслях демонстрационный экзамен займет со временем свое место. 

Методика проведения демонстрационного экзамена и оценки квалификации разработана на основе европейского и финского опыта оценки и признания квалификаций работников компаний.

Демонстрационный экзамен повышает мотивацию обучающихся и работников, так как меняются подходы в организации обучения, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов предприятий. Сотрудничество с организациями поможет образовательным организациям уточнить требования к результатам обучения, перечисленным в федеральных государственных образовательных стандартах, обновить образовательные программы для организации процесса обучения и производственной практики на базе организаций.

Полученный опыт можно будет активно использовать при корректировке программ обучения обучающихся и приблизить профессиональное образование к требованиям современного производственного процесса.

Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми затратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

В 2018 году в рамках нацпроекта «Образование» Южноуральский энергетический техникум получил федеральный гранд на оснащение материально-технической базы по стандартам WorldSkills.

Было реализовано порядка 10 миллионов рублей, на которые было построено 4 учебных лаборатории по следующим компетенциям: «Поварское дело», «Кондитерское дело/Хлебопечение», «Ресторанный сервис», «Парикмахерское искусство».

Следующим шагом стала подготовка обучающегося по специальности «Поварское и кондитерское дело» к Региональному чемпионату по стандартам WorldSkills по компетенции «Поварское дело». Надежда Черняева стала одной из лучших студенток Челябинской области, она заняла 3 место.

В 2020 году Южноуральский энергетический техникум впервые поддал заявку на участие в компетенции «Поварское дело» в возрастной категории Юниоры 14-16 лет. В 8-м Региональном чемпионате по стандартам WorldSkills по данной категории Тучина Вероника заняла 3 место, Черняева Надежда повторила свой успех, поднялась на пьедестал на почетное 3 место.

В 2021 году в Южноуральском энергетическом техникуме впервые был проведен демонстрационный экзамен по компетенции «Поварское дело» по стандартам WorldSkills. Демоэкзамен сдали две группы: по профессии «Повар, кондитер», специальности «Поварское и кондитерское дело».

Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции.

В оценке принимают участие шесть сертифицированных экспертов: 3 работодателя и 3 преподавателя или мастера производственного обучения из другой образовательной организации. Преподаватели, представляющие с экзаменуемым одну образовательную организацию, права оценивания не имеют. Эксперты применяют пошаговые критерии оценки всех действий обучающегося. Все критерии делятся на объективные и субъективные, каждый критерий имеет свой вес.

Средняя успеваемость по двум группам составила 3,86 балла, а средний балл по результатам демонстрационного экзамена составил 4,68, что является хорошим показателем для учебной организации.

Каждый год в Политехническом отделении проводится конкурс Профессионального мастерства. Все контрольно-измерительные материалы берутся из материалов WorldSkills по компетенции «Поварское дело» и участники выполняют четыре модуля «Перевод с иностранного языка профессионального текста», «Решение производственных задач», «Проверка теоретических знаний по профессии», «Приготовление горячего блюда».

Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование, а также выявление талантливых, творческих студентов.

Все новшества определенно накладывают дополнительную нагрузку на преподавателя, возникает много вопросов и разногласий, но в этой ситуации большим подспорьем является обучение преподавателей. Южноуральский энергетический техникум обучил своих преподавателей и мастеров в Казани, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в лучших центрах России.

Заканчивая свое выступление, хотелось бы сказать, что внедрение демонстрационного экзамена в качестве итоговой государственной аттестации станет несомненным конкурентным преимуществом выпускников техникума, что позволит находить потенциальных работодателей еще в процессе обучения в техникуме. Для образовательного учреждения внедрение демонстрационного экзамена позволит участвовать в рейтинге образовательных организаций по качеству подготовки кадров.

Спасибо за внимание.


БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Сборник рабочих материалов проекта 2012 года. Финско-российский проект «ВАЛО: Вклад в развитие современной системы квалификаций 2011 – 2014 гг», Санкт-Петербург, URL: http://valo.nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik.pdf

  2. https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html

  3. Приказ Минтруда России от 02.11. 2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

  4. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200) [Электронный ресурс] // Московский центр образовательного права. URL: http://mcop.dogm.mos.ru/legislation/lawacts/1477500/.

  5. Шомин И. И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 61–67.