Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках швейного дела
Свою работу по дифференцированному обучению начинаю с определения критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями, воспитателями и результатами обследований, проводимых психологом.
Основные критерии:
Организация рабочего места
Соблюдение правил техники безопасности
Умение работать по готовому плану
Умение составлять план предстоящей работы самостоятельно
Навык работы на швейной машине
Качество выполненной работы
Самоанализ выполненной работы
Данные критерии выбраны в связи со спецификой предмета. Для определения результатов применяю следующие формы:
Проведение контрольных срезов и практических работ в начале года в каждом классе по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью определения фактического уровня знаний детей, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обученности.
По результатам диагностического тестирования составляю индивидуальную карту учёта сформированности учебных умений и навыков, в данном случае, по швейному делу на каждую ученицу, которая помогает мне распределить учащихся по типологическим группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.
Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
На основе полученных данных выделяю типологические группы учащихся, отличающихся:
Различным уровнем усвоения материала на данный момент;
Уровнем работоспособности и темпом работы;
Особенностями восприятия, памяти, мышления;
Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
1 группа. Учащиеся данной группы в основном успешно справляются с обучением во фронтальной работе. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с задачей преодоления отставания в учебе. Они способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы самоконтроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного уровня усваиваются успешно.
2 группа: Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональными приемами, работоспособность средняя. Эффективное обучение учащихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода.
3 группа: Основная трудность для данных учащихся состоит в том, что программа по трудовому обучению предусматривает конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Но учащиеся данной группы могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз, при этом образ изделия и план предстоящей работы, в основном, усваивается во время практического выполнения задания. Поэтому для обучения данной группы учащихся в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий.
Распределение учащихся по типологическим группам помогает мне организовать не только внутреннюю дифференциацию (внутри класса), но и внешнюю, предполагающую обучение разных классов в одной параллели по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала, сложностью изготавливаемого объекта труда, что помогает в полной мере усвоить учебный материал всем учащимся.
Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Дифференцированный подход применяю на всех этапах урока, распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности:
Задания по уровню сложности.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся). Такую форму дифференциации применяю при повторении пройденного и закреплении нового материала.
Предлагаемые мной задания по уровню сложности делятся на три уровня:
(НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова в данные предложения.)
I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений.
Задания II-ого и III –его уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II –ого и III –его уровня незначительно отличаются по своей сложности.
(НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности).
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
(НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.
Работа в группах.
Делю класс на две команды, в которые входят ученицы разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где ученицы первой группы выступают в роли консультантов, и помогают справиться с практическими заданиями слабым ученицам.
Задания занимательного характера
Это сканворды, анаграммы, пазлы, ребусы
Задания на соответствие, классификацию, сравнение
Разнообразить формы дифференциации помогает на уроках использование ИКТ, способствующее положительной мотивации и активизации знаний учащихся по предмету.
Вывод: Такие формы организации учебной деятельности способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, позволяют даже самым неуспешным ученикам справиться с заданием и даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий
При осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода сравниваю результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не успехами других детей. Отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии.
Любой результат успеха должен быть оценен
– для ученика это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности;
- для учителя, проводя анализ динамики развития учащихся, позволяет сделать выводы:
1. об объекте коррекции (т.е. сразу видно, что надо развивать, что корригировать, над какими трудностями учащегося работать);
2. О развитии учащихся (переходит ли ученик от одной группы к другой (3-2, 2-1).
Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет мне составить дальнейший план индивидуальной и дифференцированной работы с данными учащимися.
Положительные аспекты дифференцированного и индивидуально подхода:
Отсутствие в классе отстающих учащихся;
Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
Развитие способностей учащихся.
Трудности в реализации дифференцированного и индивидуально подхода:
Большая подготовительная работа к уроку;
Переработка содержания учебного материала;
Дидактическое обеспечение урока;
Подготовка учащихся к такой форме работы;
Проведение мониторинга.