СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья дипломной работы "Воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения на основе устного народного творчества во втором классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана информация о сборнике, в котором содержатся произведения малых жанров устного народного творчества, цели, предметы, объект исследуемой работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья дипломной работы "Воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения на основе устного народного творчества во втором классе"»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ

Л.Р. Габедуллина, руководитель Т.В. Солопова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Фольклор является устным народным творчеством. В сказках, пословицах, поговорках отразилась мудрость народа, веками накопленный опыт, представления об устройстве мира,  практический опыт крестьян. Фольклорные произведение до сих пор популярны, в наше время можно увидеть народные танцы и услышать песни. Дети с удовольствием читают русские народные сказки. Но к сожалению в 21 веке некоторые фольклорные жанры уже позабыты [2, с. 117].

Раньше на Руси существовало множество жанров малого, или детского фольклора. До наших дней дошли загадки, скороговорки, поговорки, пословицы, относящиеся к малым жанрам фольклора.

Малые жанры фольклора – это небольшое по объему фольклорное произведение. Иногда встречается такое определение – детский фольклор. Такие произведения в жизнь ребенка входят рано, сразу, как ребенок начинает овладевать речью [1, с. 446].

Актуальность проблемы исследования: на современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Однако вместе с позитивными результатами возникли и проблемы, касающиеся системы образования: отсутствие четко обозначенной системы воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последних.

На основании актуальности проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения на основе устного народного творчества во втором классе».

Цель исследования: выявить воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения при изучении малых жанров устного народного творчества.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения во втором классе.

Предмет исследования – формирование духовно-нравственных качеств на основе изучения малых жанров устного народного творчества.

С целью подтверждения гипотезы: «если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности малых жанров устного народного творчества, то это окажет влияние на формирование духовно-нравственных качеств учащихся начальных классов», была проведена апробация.

Цель апробации, которая была проведена в МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска» - формирование основ духовно-нравственной воспитанности с использованием малого жанра устного народного творчества

Материалы, содержащиеся в сборнике, предполагают виды малых жанров устного народного творчества, которые можно применять на уроках литературного чтения на различных этапах уроков.

Сборник разработан для учителей начальных классов и студентов, работающих по общеобразовательной программе «Школа России».

Сборник содержит: предисловие, малые жанры устного народного творчества, такие как: заклички, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, список использованной литературы.

Преимущество сборника в том, что учитель может формировать духовно-нравсвтенную воспитанность через произведения малых жанров устного народного творчества.

В сборнике предусмотрен целесообразный отбор произведений малых жанров устного народного творчества.

С 8 апреля по 11 мая в ходе преддипломной практики сборник прошел апробацию во 2 классе в МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска (классный руководитель Селянина Н.В.).

Для диагностики уровня сформированности основ духовно-нравсвтенной воспитанности были разработаны критерии, показатели и уровни, связанные с формированием умения выделять основные характеристики и давать четкие значения нравственным понятиям.

Было проведено два диагностических среза в целевой группе, в количестве 21 человек: констатирующий и контрольный. Результаты сравнительного анализа данных срезов показали положительную динамику: у десяти детей высокий уровень, у девяти детей — средний, у двоих детей — низкий.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

Работа с произведениями малых жанров устного народного творчства из сборника получила положительную оценку учителя второго класса Селяниной Н. В. МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска» и вызвала интерес у учащихся.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н. В. Архангельский. – М. : Изд-во Просвещение, 1979. – 236 с.

2. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника [Текст]/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 – 215с.