СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья : "Диспропорции развития ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тяжелые условия жизни, лишения, асоциальный образ жизни, а часто и унижения, жестокость не проходят не замеченными, оказывая большое влияние на формирование детской психики.

Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их отца и мать, в том, что те-плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Они не могут откровенного говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями.

Просмотр содержимого документа
«Статья : "Диспропорции развития ребенка"»

Диспропорции развития ребенка



Ткаченко Марина Геннадьевна,

учитель истории

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Новоселицкий район, с. Падинско

Тяжелые условия жизни, лишения, асоциальный образ жизни, а часто и унижения, жестокость не проходят не замеченными, оказывая большое влияние на формирование детской психики.

Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их отца и мать, в том, что те-плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Они не могут откровенного говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни. В результате ребенок становится подозрительным и злобным. Уроки, выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно то, что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъедания членов семьи и изоляции, одиночества.

В асоциальной семье также очень часто ссоры. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают значительное психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

В алкоголзированных и других семьях «группы риска» как больной, так и созависимый родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарование, не доверяют людям. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными –незрелыми в отношениях с взрослыми и сверстниками. В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Они чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Кроме того, сами пьющие родители нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь удобной, комфортной. Таким образом дети становятся родителями своих родителей. Они прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что заслужили. Дети продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания, детских радостей.

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Ребенок привыкает, что он никому не нужен, родителям не интересно как он и чем занимается. Асоциальные родители сами ведут низкий образ жизни и дети их, конечно, не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

Эмоциональным потребностям детей тоже не уделяется должного внимания. Если ребенка не жалеть, не сочувствовать, он не научится как можно входить в состояние другого человека, не усвоит и элементарных обязанностей родителей, что сильно затруднит его адаптацию в будущей своей собственной семье.

Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям –довольно часто явление в патологических семьях. Даже при отсутствии физического контакта действия взрослого, которые нарушают развитие сексуальности ребенка мешают приобретению собственного опыта в этом направлении, что может расцениваться как тонкая, скрытая сексуальная агрессия.

У детей и подростков, переживших сексуальное насилие,-особенное поведение. Наличие факта насилия можно заподозрить по специфическим признакам в поведении:

Дошкольный возраст:

  • мучают ночные кошмары;

  • страхи;

  • они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;

  • играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;

  • занимаются открытой мастурбацией;

  • подвержены нервно-психическим расстройствам(включая энурез и энкопрез);

Младший школьный возраст:

  • переживают трудности в школе;

  • замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей;

  • у них ухудшаются отношения со сверстниками;

  • изменяется ролевое поведение

  • они чрезмерно фантазируют;

  • иногда ведет себя сексуально;

  • без видимых причин мучаются болями в животе;

Старший школьный возраст, подростки:

  • впадают в детство;

  • убегают из дома;

  • у них низкая самооценка;

  • занимаются проституцией;

  • совершают попытки самоубийства;

  • употребляют алкоголь и наркотики;

  • демонстрируют вызывающее, сексуальное поведение;

Без видимых причин у них появляются различные заболевания: аллергия, боли в животе, головные боли.

Теперь представьте себе состояние нервной системы и ценностные ориентиры ребенка, несколько лет прожившего безо всякой защиты взрослых. Оценить уровень его недоверия к ценностям и требованиям взрослых после того, как сначала родители, а потом улица ломали и эксплуатировали его жестоким, и ,часто, унизительным образом. Подумайте, насколько закомплексован и не уверен в себе ребенок. Ребенок испытывает острое эмоциональное голодание. Этим детям никогда не будет достаточно того внимания, которое они получают. Нужно понять, что дети, пережившие годы без любви и защиты, чтобы выжить, должны были научиться манипулировать людьми, вызывать жалость, вымогать привилегии. Жизнь учила их не самым лучшим способам борьбы за существование. И при этом ни в коем случае не раздражаться. Всегда раскрывать ситуацию с точки зрения интересов ребенка, начинать разговор с фразы: «Я понимаю, тебе обидно. Я, наверное, тоже обиделся бы, если бы не знал, что…»А дальше попытаться обратиться к лучшим чувствам ребенка, к его доброте, его сочувствию, его объективности. Чем спокойнее и доброжелательнее вы будете, тем скорее ребенок избавится от агрессии и истерии. Чем чаще он будет слышать, какой он хороший, тем скорее окрепнут хорошие качества, а недостатки будут приходить в рамки возрастной нормы.