СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для фестиваля педагогических идей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование учебной деятельности в процессе предшкольной подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Статья для фестиваля педагогических идей»

Муниципальное образование Новокубанский район, станица Бесскорбная

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 станицы Бесскорбной

муниципального образования Новокубанский район













«Фестиваля педагогических идей – 2019»


Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»











Выполнил учитель начальных классов

Трошкна Ольга Александровна










2019 год


Проблема внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальной, так как отражает современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей на этапе подготовки к школе. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребёнка, он сталкивается с совершенно новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями. Приспособление к этим новым условиям - огромное испытание для его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

Учителя начальных классов единодушно отмечают, что большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается в последствие будущий первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т.е. к тем, которые ещё не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала её усвоения.

Данные предпосылки определяют психолого-педагогическую готовность ребёнка 6-7 лет к учебной деятельности в школе.

Дети, приходящие в первый класс, по мнению учителей первых классов не слышат взрослого, не умеют сосредотачиваться на задания, быстро теряют познавательный интерес к учёбе и школе, с трудом регулируют своё поведение на уроке, но при этом демонстрируют высокий уровень навыков интеллектуальной готовности: читают, умеют считать и писать.

В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Структура учебной деятельности предполагает овладение детьми мотивационно-ориентировочным, операционным и регуляционным компонентами. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Учебная деятельность не даётся ребёнку в готовой форме, и потому должны быть сформированы её предпосылки в старшем дошкольном возрасте.

В связи с изменением учебных программ и появлением разнообразных образовательных учреждений (гимназии, школы, лицеи) повысились требования к умственному и психическому развитию ребенка. Поэтому исследования предшкольной подготовки детей 6-7 лет были и остаются приоритетным научным направлением.

Под предпосылками учебной деятельности мы понимаем целенаправленный процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста таких новообразований в учебно-игровой деятельности, как принятие учебной задачи, овладение обобщенными способами решения учебных задач, контроль и оценка достижения результата. Данные предпосылки определяют психолого-педагогическую готовность ребёнка 6-7 лет к учебной деятельности в школе.

Экспериментальная часть исследования включала проведение констатирующего и формирующего экспериментов в условиях предшкольной подготовки. Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №11 станицы Бесскорбной Краснодарского края. Группа предшкольной подготовки работала по программе «Детский сад 2100. Она является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100».

Целью проведения эксперимента стало выявление и апробация психолого-педагогических условий формирования предпосылок учебной деятельности.

В работе решались следующие задачи:

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

- Выявить на основе комплекса методов диагностики уровень развития предпосылок учебной деятельности: принятие учебной задачи, овладение общими способами решения учебных задач, действием контроля и оценки .

- Экспериментально проверить эффективность предложенных заданий по формированию предпосылок учебной деятельности детей и изучить динамику развития данных предпосылок.

Изучение научно-методической литературы и анализ диссертационных работ, нормативных и методических документов по интересующей нас проблеме позволили обосновать необходимость разработки поставленных задач и заложить фундамент для проведения дальнейших исследований.

В качестве социологических методов исследования использовались: опрос, беседа, анкетный опрос.

С помощью анкетного опроса учителей начальной школы была получена информация о необходимости повышения уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у детей 6-7 лет в условиях предшкольной подготовки.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности нами использовались следующие методики.

С целью диагностики уровня развития предпосылки к учебной деятельности - принятие учебной задачи мы проводили методику «Графический диктант».

С целью диагностики уровня развития предпосылки к учебной деятельности - овладение обобщенными способами решения учебных задач (т.е. умения действовать по правилу, ориентироваться на систему требований) – методики, «Палочки и черточки» У. В. Ульенковой, «Узор» Л.И.Цеханской.

С целью диагностики уровня развития предпосылки к учебной деятельности - контроль и оценка достижения результата (т.е. умения контролировать в процессе ориентиентации на образец) мы проводили методики «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование флажков» У. В. Ульенковой.

Выводы

Из всех предпосылок к учебной деятельности слабее всего сформированы предпосылки овладения обобщенными способами решения учебных задач (т.е. умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия) и контроль и оценка достижения результата (умение действовать по правилу, ориентироваться на систему требований).

На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было принято решение о проведении специальной работы по формированию предпосылок учебной деятельности с помощью проектно-исследовательских заданий.

Для формирования у детей 6-7 лет предпосылок учебной деятельности в процессе предшкольной подготовки мы стали активно применять разнообразные приёмы проектно-исследовательской деятельности, предложенные А.И. Савенковым (упражнения на развитие внимание и наблюдательности, на определение понятий способами сравнения, описания, классификации, учили составлять суждения и умозаключения и др); учили экспериментированию с различными материалами. Мы учили детей разработке нескольких способов проектов:

• «модель трёх вопросов»

• метод «мыслительных карт» (Тони Бьюзен )

• системная паутинка по проекту

Наиболее сложно было научить детей видеть проблемы, задавать правильно вопросы, возникающие в ходе предшкольной подготовки и создании проектов. Сам процесс обучения заключался в последовательном переходе от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы после того, как первые были решены.

По результатам, полученным в контрольном эксперименте можно сделать вывод об эффективности предложенных методов и форм работы со старшими дошкольниками, направленной на формирование у них предпосылок учебной деятельности.


Заключение

Исследование данных предпосылок учебной деятельности, разработка средств их диагностики имеет большое значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

Учебная задача должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. В состоянии интереса возникает подъём всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при формировании предпосылок к учебной деятельности.

Развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребёнком способа действий. Характерными чертами умения учиться являются:

-умение слушать и слышать воспитателя;

-работать по его указаниям;

- способность отделять свои действия от действий других детей;

- развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.

На заключительном этапе формирующего эксперимента нам важно было убедиться: дети достаточно уверенно пользуются усвоенными приёмами.

Анализ полученных результатов контрольного эксперимента позволяет убедиться в эффективности разработанной нами системы работы педагога с детьми 6-7 лет по формированию у них предпосылок учебных действий.

Результаты проведения контрольного эксперимента подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы и убеждают в том, что, эффективность формирования предпосылок учебной деятельности у детей 6-7 лет посредством предшкольной подготовки обеспечивается соблюдением психолого-педагогических условий: интеграции игровой и учебной деятельности;

обучением способам проектно-исследовательской деятельности; психолого-педагогическим взаимодействием ребёнка 6-7 лет и взрослых, направленным на его социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.