СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для родителей "Школьная тревожность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья для родителей "Школьная тревожность"»

«Школьная тревожность»

Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а, например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Не следует путать тревожность и с понятием «страх». Только если ребенок боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определенной ситуацией.

Виды тревожности

        Тревожность как качество личности. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

          Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

          Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

Школьная тревожность  - как разновидность ситуативной, это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Внутренний конфликт, вследствие которого и развивается тревожность, чаще всего бывает вызван:

         противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;

         неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, когда родители хотят видеть своего ребенка непременно отличником, и никак не могут смириться, что ребенок получает не только «пятерки»;

         негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение.

Но главное, надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, семейными отношениями – тревожность детей во всех этих случаях неизменно возрастает. Конечно, тревожность иногда может быть сопряжена с неврозом или даже психическим расстройством, но эти случаи не так часты и находятся в компетенции медицинских специалистов.

Как же узнать, тревожен ли ваш ребенок?

2.     Экспресс-анкета

(Лаврентьева Г.П.,Титаренко Т.М., 1992 г.)

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

1.                 Не может работать долго, не уставая.

2.                 Ему трудно сосредоточиться на чём-либо.

3.                 Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.                 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5.                 Смущается чаще других.

6.                 Часто говорит о напряженных ситуациях.

7.                 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8.                 Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9.                 Руки у него обычно холодные и влажные.

10.            У него нередко бывает расстройство стула.

11.            Сильно потеет, когда волнуется.

12.            Не обладает хорошим аппетитом.

13.            Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.            Пуглив, многое вызывает у него страх.

15.            Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16.            Часто не может сдержать слёзы.

17.            Плохо переносит ожидание.

18.            Не любит браться за новое дело.

19.            Не уверен в себе, в своих силах.

20.            Боится сталкиваться с трудностями.

Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.

 3. Как же бороться со школьной тревожностью?

- Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку. Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право. Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
          Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждёт. Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей. Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетёт, поиграйте с ним. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь. Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим. Чтобы помочь тревожному ребенку, специалисты рекомендуют проводить работу в трёх направлениях:

         повышение самооценки;

         обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

         снятие мышечного напряжения.

  Памятка для родителей

         Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

         Не сравнивайте ребенка с окружающими.

         Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

         Способствуйте повышению самооценки ребенка, чем чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.

         Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

         Демонстрируйте образцы умеренного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

         Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.

         Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

         Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

         Используйте наказание лишь в крайних случаях.

         Не унижайте ребёнка, наказывая его.