СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Доступная среда для детей с ОВЗ" на базе МКОУ "Специальная школа №53" г.Новокузнецка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  освящает вопросы  учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе, доступной среде детям с ОВЗ как в учебном процессе, так и внеучебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Доступная среда для детей с ОВЗ" на базе МКОУ "Специальная школа №53" г.Новокузнецка.»

Доступная среда для детей с ОВЗ на базе МКОУ «Специальная школа №53»


Актуальность:

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, что согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Создание системы специальных условий обучения и воспитания предусмотрено в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Глава 11, Статья 79). В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В настоящее время МКОУ «Специальная школа №53» реализует проект «Доступная среда». Проект предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это один из главных ориентиров доступной среды, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от нормы.

Цель проекта: создание доступного открытого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития.

Основные задачи проекта:

1. Включить в доступное открытое образовательное пространство детей с ОВЗ, детей-инвалидов и вовлекать их в образовательный и воспитательный процесс.

2. Создать доступную среду для детей - инвалидов и детей с ОВЗ, предусматривающую комфортные условия для обучения, воспитания, развития обучающихся; разработки индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с особенностями в развитии.

3. Материально - техническое оснащение школы оборудованием, необходимым для реабилитации, обучения обучающихся, адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, разработка учебных, дидактических материалов с учетом возможностей и их потребностей.

4. Адаптировать зоны оказания услуг, школьных помещений и примыкающих территорий и создать условия для социализации детей с ОВЗ в обществе, организовать учебные уроки, коррекционные и логопедические занятия, внеклассные мероприятия, направленные на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении.


Характеристика целевой аудитории: 7- 23 года

-2-

Структура и содержание комплексно-воспитательных мероприятий


Над проектом «Доступная среда для детей с ОВЗ» работают все специалисты МКОУ «Специальная школа №53» , создавая доступную среду для детей - инвалидов и детей с ОВЗ, предусматривающую комфортные условия для обучения, воспитания, развития обучающихся; разрабатывая индивидуальные программы (образовательных маршрутов) для каждого обучающего школы. Это не только образовательные программы по предметам, календарно-тематические планирования, но и карты отслеживания умений и навыков по предметам, различные мониторинги, тестирования. Кроме этого, руководство школы постоянно пополняет материально - техническое оснащение школы специальным оборудованием (специальные парты для детей с глубоким умственным отставанием в развитии и детей – инвалидов, специально оборудованные логопедические классы, класс со специальным оборудованием для лечебной комплексной физической культуры), что является необходимым условием для реабилитации и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов и адаптации содержания учебного материала, разрабатывают необходимые учебные и дидактические материалы с учетом возможностей и потребностей обучающихся (например, наша школа представляла на Кузбасской ярмарке пособия по социально-бытовой ориентировке 5 класс и обслуживающий труд 6 класс, рабочие тетради к ним, получила благодарственные письма и грамоты, сертификаты, автор Кривич И.И.).

Проект «Доступная среда для детей с ОВЗ» осуществляют совместно со школьниками и их родителями. Это и ранняя профориентация школьников на уроках профессионально трудового обучения, которые разделяют на направления: растениеводство, подготовка младшего обслуживающего персонала, слесарно-столярное дело, штукатурно-малярное дело. По окончании выпускники нашей школы овладевают основными понятиями и навыками, умениями по следующим профессиям: растениевод-овощевод-цветовод-флорист; мастер отделочных и строительных работ, мастер штукатурных и малярных работ, дворник, разнорабочий, горничная, помощник воспитателя, повар – кухонный рабочий, почтальон, санитар, продавец-консультант, прачка, кастелянша.

Специалисты школы (социальный педагог, логопеды и психологи, учителя-предметники, классные руководители, медицинские работники, библиотекарь) совместно с руководством образовательного учреждения в течение учебного годы проводят:

Открытые мероприятия для родителей и их детей, классные часы, беседы и консультации (например «День открытых дверей», «Неделя труда» и т.д.).

Встречи с интересными людьми. Дети знакомятся с интересными людьми города Новокузнецка: ветеранами ВОВ и Афганистана, поэтами, писателями, художниками, дизайнерами, пожарниками то есть с интересными людьми нашего города.

Экскурсии на предприятия города, службу занятости, ПТУ.

Мероприятия для обучающихся школы и их родителей, Различные разно уровневые конкурсы (районные, муниципальные, областные, региональные, федеральные), не только участвуя, но и занимая призовые места. Например, за 2017-2019 года:

От ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ два призовых (1 место и 2 место) областных места среди общеобразовательных школ области: конкурс сочинений и рассказов «Комсомол в истории моей семьи» и конкурс «ВЛКСМ в истории моей семьи», учащиеся Ставер Денис и Гаврилов Александр.

От Департамента труда и занятости населения Кем.области, Государственное учреждение Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ООО «Научно-технический центр инноваций в области охраны труда и промышленной безопасности», Нидерхейзер Герман «Конкурс рисунков» для детей с ОВЗ в номинации «Безопасный труд на производстве» .

Областной конкурс на лучшую творческую работу среди детских домов и школ психолого-педагогической поддержки «Мир добрый к детям – 2018» от Государственной

-3-

организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской помощи «Здоровье и развитие личности», Соколов А.,Горовой Н, Киямова А., Отургашева А., Никитин Н.

Конкурс литературного творчества от КОиН администрации г.Новокузнецка Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Вектор». Публикация победителей конкурса в печатном издании ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ «Мой взгляд на мир!», Ермолина Дмитрия и Нидерхейзер Германа, номинации «Достопримечательности города Новокузнецка» и «Город-сад Новокузнецк». Электронный диск литературного альманаха.

Призовые места по конкурсам профессий ручного труда среди коррекционных школ города Новокузнецка.

Множество наград, грамот областного, муниципального, районного и регионального значения сборная школы обучающихся имеет по: баскетболу, флорболу, пионерболу, теннису, футболу, легкой атлетики среди обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, по программе "Специальная Олимпиада России".

Это далеко не все достижения наших обучающихся. Например, в настоящее время на федеральном уровне школьники из нашей школы представляют команду Западно-Сибирского округа на спортивных соревнованиях по детско-юношескому «Пейнтболу» среди детей с ОВЗ в городе Москва.

Кроме этого, мы участвуем в различных акциях:

Например, с сентября месяца 2019 года по настоящее время:

Участие Утёнышева Алексея, Нидерхейзер Германа и Ермолина Дмитрия в I-ом городском – мастер классе по туристко-краеведческой направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Туриада» от КОиН г.Новокузнецка, МБОУ ДО «Дом творчества «Вектор».

Участие в организации городской социально значимой акции «Добрая сказка» и неравнодушное отношение к подрастающему поколению от КО и науки Администрации г.Новокузнецка, МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношесткого) творчества им.Н.К.Крупской Ермолина Дмитрия, Нидерхейзер Германа, Ивановой Елены, Рубанюк Юлии, Пентюрина Романа. Ребята провели мастер-класс «Добрая идея-доброе дело», под руководством учителей для детей сирот «Полярная звезда», показали театрализованное представление «Теремок».

Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Мое вдохновение» от КО и науки Администрации города Новокузнецка учеников с 5-го по 9-ый класс.

Школьники с ОВЗ, как никто другие, понимают важность в современном мире внимания и доброго отношения нуждающихся, поэтому они с удовольствием принимают участие в школьных в акциях «Подари добро». Это и оказывание помощи пенсионерам, бывшим работникам школы, и сбор корма для животных Атамановского ветеринарного приёмника для зверей.

Планируемые результаты реализации проекта:

1. Реализация комплекса мероприятий, способствующих и направленных на социализацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в современном обществе.

2. Создание для детей с ОВЗ и детей-инвалидов равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества.

3. Повышение качества образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и детям с ОВЗ в соответствии с индивидуальными потребностями.

4. Выполнение обучающимися МКОУ «Специальная школа №53» общеобразовательных программ по учебным предметам в полном объёме.

5. Повышение уровня толерантности у всех участников учебно-образовательного и воспитательного процесса.

Вывод:

Процесс социализации детей с ОВЗ  и детей - инвалидов необходимо начинать с первых дней пребывания в школе, где дети помимо учебных  знаний получают навыки общения,  сотрудничества,  толерантности, приобретают духовные ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию. Например, часто можно наблюдать в школе, как старшеклассники без просьб учителей, а сами подходят и помогают родителям детей – инвалидов довести их ребенка до кабинета, пронести по лестнице, принести коляску и т.д.

В результате совместной деятельности всех специалистов школы МКОУ «Специальная школа №53» полностью социализируются:

-75% наших выпускников, т.е. могут самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность, в том числе и профессиональную; 

- 10% выпускников приобретают навыки социально-бытовой ориентировки и могут жить самостоятельно на пенсию по инвалидности и лишь 15% выпускников, имеющих тяжелые формы заболеваний, могут жить только в семье под постоянным попечительством.