Доступные школьникам способы создания нового в ходе выполнения проектов. Использование интернет-сервисов в ходе проектной работы
Учебный проект – это специальным образом организованное задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Субъективная новизна проектной деятельности состоит в том, что учащиеся ранее не выполняли подобные виды работ, не занимались исследованием в той или иной области, соответственно, для них организационные формы представляют новизну. Кроме того, в ходе проектной работы педагог ориентирует учащихся на самостоятельное или частично самостоятельное получение новой для них информации. Изучая информационные источники, школьники развивают навыки продуктивного чтения. Применяя проектную методику, учитель позволяет ученикам через «ситуацию успеха» почувствовать значимость полученных результатов, научиться преодолевать временные трудности в коллективе.
Создавая интегрированные проекты, учащиеся могут увидеть практическую значимость своих результатов. Например, проекты социального характера, направленные на нахождение орфографических ошибок в городской рекламе, могут привести к тому, что на улицах станет меньше безграмотных объявлений, вывесок, билбордов.
Для создания нового проектного продукта школьники могут воспользоваться интернет-сервисами. В сети Интернет достаточно большое количество бесплатных сервисов. Они различаются по категориям, свойствам и инструментарию, но имеют общие черты:
процедура регистрации для публикации материалов;
возможность просмотра размещенной на сервисе информации с любого компьютера (облачные технологии хранения информации);
хранение как в закрытом режиме (просмотр только для автора), так и в открытом с разным уровнем доступа;
систематизация информации и поиск с помощью тэгов (ключевых слов);
обсуждение материалов;
объединение материалов в тематические группы.
Остановимся на некоторых типах сервисов, которые могут быть использованы в проектной деятельности учащимися.
Сервисы «Онлайн-доски»
Свойства этих сервисов схожи тем, что они работают как интерактивная доска в режиме облачных технологий. На чистом листе можно размещать любого типа информацию: текст, графику, видео, аудио, гиперссылки.
Онлайн-доски можно использовать на любом этапе проектной деятельности:
для организации мозгового штурма на подготовительном этапе;
для размещения результатов работы каждой группы на основном этапе;
для представления конечного продукта.
Для работы мы рекомендуем следующие сервисы:
Padlet — https://ru.padlet.com/,
Twiddla — https://www.twiddla.com/,
Realtimeboard — http://realtimeboard.com/,
Cacoo — https://cacoo.com/.
Инструкции по работе с этими сервисами легко найти в сети Интернет.
Принципы работы с онлайн-досками.
1. Педагогу необходимо пройти процедуру регистрации на выбранном сервисе.
2. На листе разграничить с помощью фреймов (квадратов) окна, в которых группы учащихся будут размещать свою информацию.
3. Распределить, какого типа информацию будет представлять каждая группа в зависимости от целей проектной деятельности. Например, одна группа будет описывать в текстовом формате все этапы эксперимента. Другая группа в своем фрейме разместит видеоинтервью, которое она взяла у участника эксперимента, третья займется аналитикой и оформит результаты в виде графиков, диаграмм. Таким образом, получится интерактивная доска, на которой будут представлены результаты работы всех групп.
Сервисы по созданию «облака слов» позволяют визуализировать ключевые понятия, слова, выделяя шрифтом главное.
В проектной деятельности учащиеся могут использовать эти сервисы для следующих целей:
создание тематических красочных буклетов;
акцентирование внимания на ярких моментах или негативных (например, представить слова-паразиты в виде облака и шрифтом выделить те, которые наиболее часто встречаются в речи);
представление результатов опроса, анкетирования;
визуализация критериев оценивания;
визуализация результатов рефлексии.
Для работы мы рекомендуем следующие сервисы:
https://www.wordclouds.com/
http://www.wordle.net/
https://worditout.com/
Они различаются лишь свойствами и возможностями визуализации текста.
Сервисы по созданию инфографики
Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и четко.
Для создания инфографики можно использовать самые различные инструменты, начиная с элементарного MS PowerPoint и заканчивая профессиональным Adobe Photoshop. Мы рекомендуем простые сервисы, которые могут использовать учащиеся для представления результатов проектной деятельности:
piktochart.com https://piktochart.com/,
Infogr.am https://infogram.com/,
easel.ly https://www.easel.ly/.
Самыми популярными и очень востребованными при организации дистанционной работы в проектном режиме являются сервисы Google и в частности Диск Google.