СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора" (из опыта работы)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта работы учителя истории

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора" (из опыта работы)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новомичуринская общеобразовательная школа №2»





Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.





Автор: учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №2»

Фирсова Наталья Юрьевна



Адрес опыта: сайт школы novomich-sk2.narod.ru

(e-mail:[email protected] e-mail)





Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.

Условия возникновения опыта.

Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И моя задача, как учителя музыки, состоит в том, чтобы воспитывать в детях духовность и нравственность, раскрывая высокий духовный смысл русского народного музыкального искусства, несущего в себе веру, добро, любовь.

Под духовно-нравственным воспитанием я понимаю процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность опыта.

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

А федеральный государственный стандарт общего образования, духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет, как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Но личностью человек становится только в обществе, поэтому одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласно своей совести, желающего «становиться лучше».

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, которое определяется в поведении человека и его отношение к другим людям.

Актуальность проблемы воспитания школьников, связана, по крайней мере, с тремя положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людях;

во-вторых, стоит задача оградить маленького человека от всякого рода негативных воздействий, которые обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка;

в-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм.

Чтобы решить данную проблему я поставила цель и определила задачи.


Цель: духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.


ЗАДАЧИ.

  1. Проанализировать научно-методическую литературу, связанную с данной проблемой.

  2. Выбрать учебно-методический комплекс по музыке.

  3. Отобрать содержание музыкального материала в соответствии с возрастом.

  4. Выбрать средства, формы и методы работы с фольклорным материалом на уроках музыки.

После анализа научно-методической литературы для себя я определила следующие понятия: воспитание, нравственность, духовность.

Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно - исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни.

Нравственность – это сфера различия добра и зла, определения смысла жизни, границ свободы и ответственности человека, долга, справедливости, совести. А вот умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умеющим прощать это и есть духовность.

Как же воспитать в детях нравственность, духовность?

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что она влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому, при всем разнообразии направлений работы современной школы, с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, для развития и формирования всесторонне развитой, гуманной личности.  Я решила обратиться за помощью к музыкальному фольклору.

Фольклор (с англ. народная мудрость) – музыкальное и литературное народное творчество.

Чтобы обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре мне, необходимо самой знать основные признаки и свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.

  • Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения.

  • Полиэлементность определяется как соединение, различных художественно-образных элементов. Основными являются словесный, музыкальный, танцевальный и мимический.

  • Коллективность. Отсутствие автора. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в исполнении фольклорных произведений.

  • Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устное. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”.

  • Традиционность. Традиция — это память человеческой культуры, обеспечивающая передачу опыта от поколения к поколению.


Чтобы учащимся было доступно, легко и интересно воспринимать природу фольклора. В основе обучения должны лежать следующие педагогические принципы и приемы.


Принципы:

    1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.

    2. Интеграция (соединение) различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.

    3. Природосообразность (это учет склонностей, индивидуальных способностей, учет возрастных особенностей ребенка.)

Приемы:

  • эмоциональное воздействие на учащихся;

  • знание контекста музыкального фольклорного произведения;

  • познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения).

При выборе учебно-методического комплекса по музыке я руководствовалась Федеральным перечнем учебников, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации и отдала предпочтение учебно-методическому комплексу «Музыка 1-4 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С (М.: Просвещение, 2015 г.).

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Каждый учебник включает четыре раздела тем духовно - нравственного развития.

1. «Россия – Родина моя»

2. «День, полный событий»

3. «О России петь – что стремиться в храм»

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Содержание предмета музыка составляют сами музыкальные произведения. Их выбор очень важен, они должны быть увлекательными и художественно - ценными, учить нужному и полезному, способствовать воспитанию эстетических вкусов. Музыкальный фольклор - включает в себя богатейший материал, передающий важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знакомство с русской народной песней может стать для подрастающего поколения мощным рычагом и средством познания жизни, и в конечном итоге познания себя. Но при выборе музыкального материала, важно помнить, что его содержание и специфика должны соответствовать возрастным особенностями детей. Начиная с рождения, происходит формирование организма ребенка, его рост, происходят различные изменения в психике, развитии и деятельности правого полушария мозга, ответственного за музыкальные способности. Поэтому возрастной рост влияет на все творчество детей и во многом на освоение и исполнение ими песенного фольклора.

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. В своей работе я опираюсь на два основных:

1. Ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале.


2. Обращение к аутентичному фольклору. Аутентичность в искусстве — это достоверность передачи, подлинность образца. Аутентичный фольклор - явление вторичное, так как преемственность традиционной народной культуры осуществляется в этом случае искусственным способом: сначала песенный или танцевальный фольклор записывается во время экспедиций, а затем этот материал осваивается путём подражания. Такой факт обращения к музыкальному материалу, который основывается на раскрытии местных богатствах народной песенной культуры, ее традициях, особенностях диалекта, манере исполнения песен является положительным и воспитывает в детях любовь к народной песне, к родному языку и поэзии, развивает музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус. Дети обучаются принципам народного исполнительства; учатся водить хороводы, петь в ансамблях, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. В решении этой проблемы мне помогают различные формы и методы образования и воспитания младших школьников.


Методы:

  • художественного и нравственно-эстетического познания музыки;

  • интонационно-стилевого постижения музыки;

  • эмоциональной драматургии;

  • концентричности организации музыкального материала;

  • забегание вперед и возвращения к пройденному;

  • создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры;

  • художественного контекста (выход за пределы музыки).

Формы:

  • наглядность;

  • доступность и мера;

  • научность;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • систематичность и последовательность;

  • прочность усвоения знаний;

  • связь теории с практикой обучения и жизнью;

  • воспитание в процессе обучения;

  • вариативный подход.

Методика Г.М. Науменко

«Обучение детей народному пению»


В ней учитывается специфика:

  • классного преподавания;

  • психология мышления учеников;

  • их эстетическое, художественное, культурное воспитание;

  • возраст.

Музыкально-образовательная работа основывается на принципах:

  • систематичность музыкального образования;

  • тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром;

  • разносторонность музыкального образования.


Разделы:

  • вокально-хоровая работа;

  • воспитание навыка многоголосного пения.


Основная идея этих разделов - это определение и развитие музыкальных способностей детей, которые включают в себя ряд компонентов:

  • музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный);

  • музыкальная память (кратковременную и долговременную);

  • чувство метроритма;

  • воображение (воссоздающее и творческое).


Музыкальные способности создаются в постоянной практической деятельности:

      • слушание музыки;

      • исполнение музыки;

      • сочинение музыки.


В работе с фольклорным материалом большой интерес вызывают у школьников беседы по темам: «Календарная песня – зеркало крестьянской жизни», «Детский музыкальный фольклор», «Искусство скоморохов», «Сказка и музыка».


Заключение

Содержание музыкально – творческих видов деятельности, несущее в себе эстетические ценности музыкального фольклора, выступает педагогическим средством творческого развития детей младшего школьного возраста, стимулирует их творческую активность.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной культуры делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.















Список литературы:

  • Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М.: Детская литература, 2008 – 208с.

  • Аникин В.П. Русская народная сказка – М.: Просвещение, 1977 – 208с.

  • Бахтин В.С. Один из неучтенных песенных жанров: К вопросу об индивидуальном творчестве в фольклоре // русский фольклор. – Л.: Наука, 2008 – т XVI: историческая жизнь народной поэзии. – с.227-235.

  • Бахтин В.С. От былины до считалки. – Л.: Детская литература, 2009 – 178с.

  • Буслаев Б.А. Процесс образования и видоизменения сказки.

  • Покровский В.С. Сокращенная историческая хрестоматия – М. 2009 – Вып. 1: Народная словесность. Обрядовые и бытовые песни. – с. 156- 158.

  • Василенко В.А. Детского фольклор // русское народное поэтическое творчество: Под ред. А.М. Новиковой. – М.: Высшая школа, 2010. – с.349-368.

  • Школа русского фольклора (обучение в младших классах) Под общей редакцией профессора М.Т. Картавцевой. Москва 1994г.

  • Школа русского фольклора ( обучение в Y-YIII классах часть 2) Под общей редакцией профессора М.Т. Картавцевой. Москва 1999г.

  • Музыкальный фольклор Рязанской области Н.Н.Гилярова. Рязань 1994г.

  • Хрестоматия по русскому народному творчеству Н.Н.Гилярова (1-2 год обучения) Москва 1996г.

  • В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка, 1985- 80с., нот.

  • Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). - В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М.: «Музыка», 1964 г.

  • Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса: "Росстани-на-Каме". 1994.

  • Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. М.,1996.

  • Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

  • Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.

  • Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.