«Духовно-нравственное развитие школьников».
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, понимание главных общечеловеческие ценностей: любовь к матери, патриотизм, добро и зло, совесть.
Традиционными источниками нравственности являются:
Патриотизм.
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья.
Труд и творчество.
Искусство и литература.
Природа.
Религия.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.
В классе мы проводим следующие мероприятия:
-конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»;
-конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и т.д.;
классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках».
Проекты:
Создание родословного древа,
«История моего имени»,
«Моя Родина»,
«Помни корни свои» и пр.
Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. Интернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.
Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях .
Формы работы с детьми:
-индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
-Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества.
Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.
Проведение праздников и мероприятий.
Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,
виртуальный музей, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят.
-Экскурсии.
-Организация выставок.
Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.
-Тематические и творческие вечера.
-Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Формы работы с родителями:
-Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
-Лекторий для родителей.
-Выставки, конкурсы.
-Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
-Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
-Совместно организованные с родителями праздники.
Основной целью таких мероприятий считаю :
-усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
добру;
-формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
-потребность к сопереживанию.
-воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,
долг, честь, Родина, вера.
-приобщение к опыту православной культуры.
-деятельное отношение к труду.
-ответственность за свои дела и поступки.
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.