СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о нравственном воспитании школьников

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников"»







«Духовно-нравственное развитие школьников».

































































В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, понимание главных общечеловеческие ценностей: любовь к матери, патриотизм, добро и зло, совесть.



Традиционными источниками нравственности являются:



Патриотизм.



Социальная солидарность



Гражданственность



Семья.



Труд и творчество.



Искусство и литература.



Природа.



Религия.





Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.



В классе мы проводим следующие мероприятия:

-конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»;



-конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и т.д.;



классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках».



Проекты:



Создание родословного древа,



«История моего имени»,



«Моя Родина»,



«Помни корни свои» и пр.



Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. Интернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.

Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях .



Формы работы с детьми:



-индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.



-Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,

создание предметов декоративно-прикладного творчества.



Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.



Проведение праздников и мероприятий.



Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,

виртуальный музей, создание презентаций).



- Исследовательская деятельность учащихся.



- Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят.



-Экскурсии.



-Организация выставок.



Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.



-Тематические и творческие вечера.



-Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.



Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.





Формы работы с родителями:



-Родительские собрания на духовно-нравственные темы.



-Лекторий для родителей.



-Выставки, конкурсы.



-Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции

процесса духовно-нравственного воспитания в семье.



-Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

-Совместно организованные с родителями праздники.



Основной целью таких мероприятий считаю :

-усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к

добру;

-формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

-потребность к сопереживанию.

-воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном

служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,

долг, честь, Родина, вера.

-приобщение к опыту православной культуры.

-деятельное отношение к труду.

-ответственность за свои дела и поступки.



Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.