СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Единство урочной и внеурочной деятельности в работе учителя иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Единство урочной и внеурочной деятельности в работе учителя иностранного языка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А.С. Пушкина города Курска Курской области»

Единство урочной и внеурочной деятельности в работе учителя иностранного языка

В настоящее время образованность человека определяется не только определенными знаниями, но и его развитием как личности, которая успешно ориентируется в традициях мировой и отечественной культуры, в современной системе ценностей, умеющей активно адаптироваться в социуме и самостоятельно делать жизненный выбор, стремящейся к самообразованию и самосовершенствованию.

В связи с этим образовательный процесс должен быть нацелен не столько на передачу предметных знаний, умений и навыков, сколько на разноплановое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его творческих способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, креативность, самобытность.

«Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным». Я.А. Коменский

И ведь действительно, интеграция является одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления нового образования. Включение разнообразных видов деятельности, интегрированных занятий в учебный процесс содействует его эффективности, поскольку каждая составляющая по-своему активизирует обучаемого, побуждает его к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, в том числе, при овладении иностранным языком, углубляет и расширяет интерес к знаниям и учению в целом. Все это помогает сформировать готовность к профессиональной деятельности в условиях интеграционных процессов в экономической, социальной и политической сферах жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают тесное единство урочной и внеурочной деятельности, которая является одним из способов реализации (наряду с учебным планом) образовательным учреждением основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы (начального, основного, среднего) общего образования. Она так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей.

Внеурочная деятельность позволяет решить важные цели и целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы.

Цели

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

  • - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

  • - улучшить условия для развития ребенка

  • - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Задачи

  • -выровнять стартовые возможности развития личности ребенка

  • -способствовать выбору его индивидуального образовательного пути

  • -обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”

  • -содействовать самореализации личности ребенка

Иностранный язык в определенной мере соприкасается со всеми другими школьными дисциплинами и открывает путь учащимся к дополнительным знаниям по другим предметам.

Овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, что создает определенные сложности в организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе. Поэтому внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников, так как дает дополнительные занятия (часы) и особые формы и методы, отличные от урочных форм.

Отсюда происходит цель внеурочной деятельности — вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно его поддерживать.

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку в  школе направлена на развитие универсальных учебных действий:

  • совершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка (предметные результаты);

  • развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

  • развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов (метапредметные результаты);

  • развитие интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

  • патриотическое воспитание, а также уважения к представителям других культур (личностные результаты).

Конечно те же задачи решаются и в рамках уроков. Существуют ли отличия внеурочной деятельности от урочной? Да, и довольно существенные.

Одним из главных отличий внеурочной деятельности является добровольный характер участия. Это наряду с отсутствием строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения, ведет к большей мотивации детей, лучшему формированию коллектива по интересам, более полной оценке знаний детей и более качественной работе учителя уже на уроке. На занятиях внеурочной деятельности дети могут продемонстрировать свои знания и умения в наиболее интересной и удобной для каждого из них форме. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений приводит к формированию групп по интересам с высокой мотивацией, формируется самостоятельность и ответственность за их выполнение.

Существует несколько направлений внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, общекультурная деятельность, духовно –нравственное, социальное, художественно –эстетическое, спортивно –оздоровительное.

Все эти направления можно использовать во внеурочной деятельности по английскому языку, но наиболее очевидными являются общеинтеллектуальное и общекультурное. Эти два направления мы в полной мере применяем на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку в нашей школе.

Внеурочная деятельность организуется у нас через различные формы. Это и линейные формы (занятия, кружки, клуб «Лингва»), т.е. еженедельные занятия и нелинейные (конференции, фестивали, конкурсы). т.е. мероприятия, проводимые один, два раза в год.

Клуб любителей иностранных языков «Лингва» существует в школе много лет, реализуя программу внеурочной деятельности. Направления деятельности клуба обширны. Особое место занимает проектно-исследовательская деятельность.

В тематическое планирование уроков включены учебные проекты по изученным темам, в учебном плане представлен курс «Индивидуальный проект», как и в плане внеурочной деятельности тоже. Конечно, результаты нужно демонстрировать, презентовать. Площадками презентаций такого рода проектов служат конкурсы, конференции, круглые столы и форумы разных уровней: школьного, муниципального, регионального, всероссийского.

Проект «Английский в музее», реализуемый в рамках работы клуба, находит значимое практическое применение. Специфика иностранного языка – это возможность широкого использования межпредметных связей. Музей истории школы – это гордость нашего образовательного учреждения. Приятно, что и МО иностранных языков вносит свою лепту. Экскурсии на английском языке (продукт проекта) проводятся для учащихся школы. Это и пример применения музейной педагогики, что тоже соответствует новым веяниям. Мы не часто видим зарубежных гостей в стенах нашей школы, но несколько раз случалось. И мы имели возможность и удовольствие провести экскурсию для них и получили приятные отзывы. А обучающиеся – больше мотивации к изучению иностранного языка. Когда в школе появилась художественная галерея, посвященная творчеству и произведениям Пушкина, это стало новой темой проекта, который недавно был реализован. Чтобы сделать экскурсию интерактивной, был разработан ряд заданий для экскурсантов.

Часто организуются ролево-игровые мероприятия. Проект «Английское чаепитие», представленный в Международный день чая, не только продемонстрировал владение учащимися информацией по теме, но и позволил попробовать правильно приготовленные английский чай, сэндвичи, применить на практике table manners. На любом мероприятии мы применяем игровые формы, связанные с выбранной для мероприятия темой, проводим параллели и с собственной культурой. При проведении Хэллоуина организовали игру Trick or treat и Bobbing for apples, на рождество пели Christmas carols, играли в игры с Санта Клаусом и Снегурочкой, устроили Pancake race и бег в мешках на мероприятии «Необычные виды спорта в Великобритании».

Как видно, в работу вовлечены дети разных возрастов. Самостоятельной работы очень много. Учащиеся старшей школы (иногда одного класса), отвечающие за проект (заседание клуба), придумывают формы работы, разрабатывают сценарий, организовывают мероприятия на переменах с целью просвещения и мотивации.

Интеллектуально-игровые. «Star Hour», «В мире Диснея», «Своя игра». Старший класс организует игру, продумывает сценарий, готовит ведущих, реквизит, команды болельщиков получают задания придумать название, разучить речевки поддержки, участники всей командой изучают предложенные темы и т.д.

Драматизация - еще одна форма внеурочной деятельности. Одно из наших заседаний - «В мире английской литературы» - было полностью театральным. Но чаще всего драматизацию мы включаем как часть мероприятия. («Сказка о рыбаке и рыбке» 4а на заседании клуба «About Pushkin in English», 10а «Кентервилльское привидение» - «Focus on Britain» и другие).

Сценарные мероприятия лучше всего получаются у старшеклассников, имеющих достаточную языковую подготовку, но не исключают и участие учащихся среднего звена. Часто дети сами выступают инициаторами того или иного проекта. Например, конкурс видеофильмов и вручение премии “Pushkin Movie Awards” они придумали и воплотили самостоятельно с помощью студентов, проходивших практику в нашей школе (которые сами, кстати, наши выпускники и активные члены клуба в свое время). Задание было снять минифильмы в разных жанрах на английском языке, режиссер представлял свой фильм перед показом, по решению жюри были определены победители в разных номинациях. В следующем году, который был объявлен годом экологии, тема видеороликов, предоставляемых на конкурс, была уже серьезней «Проблемы экологии – дело каждого».

Издательские проекты доступны учащимся всех возрастов. Это и буклеты с изученными буквами алфавита, и стенгазеты на заданные темы, афиши, которые мы изготавливаем к каждому мероприятию, дизайн вручаемых сертификатов, наград. Есть у нас и опыт издания собственной газеты “LINGUA”.

Любая идея может воплотиться в интересный серьезный проект. Так, мы все понимаем, что музыка - эффективный способ воздействия на эмоциональную сторону человека. Все традиционно используют песню в качестве фонетической зарядки или паузы для релаксации, а можно из песни сделать творческий музыкальный проект, не только выучив песню, но и изучив творчество авторов и исполнителей, обсудив историю ее создания, и сделав живой клип.

Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Значение внеурочной деятельности огромное как образовательное, так и воспитательное. У учащихся расширяется культурологический кругозор, повышается творческая активность и мотивация к изучению английского языка, организуется досуг. Все это ведет к достижению результатов освоения программы общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном и формированию полноценной личности, что в полной мере соответствует ФГОС нового поколения.