МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и педагогических наук
44.03.02 «Психолого-педагогическое образования»
ЭССЕ
На тему: «Эффективное сочетание очной и дистанционной форм преподавания для полноценного развития, обучения и воспитания ребенка»
Выполнила: Студентка 3 курса
Группа 3 ПО
Хасанова А. В.
Майкоп, 2021
События минувшего года заставили нас во многом переосмыслить действующий подход к образованию. Дистанционное обучение стало для учащихся и преподавателей настоящим открытием. Конечно, введение такой формы обучения не могло пройти без последствий: проблемы с оборудованием и подключением к сети «Интернет», домашняя обстановка, психологическое напряжение и т. д. не способствовали качественному усвоению знаний. Тем не менее, все участники образовательного процесса признают наличие положительных сторон данного формата обучения и считают, что отказываться от него совсем - не стоит.
Так же, требования современного общества поставили систему образования в такую ситуацию, когда активизации самостоятельной работы школьников, повышение учебной мотивации, развитие различных практических навыков, самостоятельный поиск и усвоение информации в условиях ее быстрого устаревания невозможна только в рамках традиционного очного обучения. В то время, как современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. Все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам. Эффективность дистанционного обучения основана на том, что учащийся усваивает информацию в том режиме и объеме, который подходит непосредственно ему. В то же время слабые стороны дистанционного обучения проявляются в отсутствии очного общения с учителем, из-за чего теряется воспитательный аспект; в развитии мотивации и самодисциплины; продолжительной работе за компьютером; несформированность УУД младших школьников и тд.
Совмещение этих двух подходов к обучению позволит частично нивелировать минусы обоих. В связи с чем, перед нами встает вопрос об «эффективном сочетании очной и дистанционной форм преподавания для полноценного развития, обучения и воспитания ребенка».
Итак, почему же школа в традиционном своем виде безнадежно устарела? На самом деле, ответ лежит на поверхности. Когда школы и современная система образования в России были сформированы, их главной задачей являлось дать детям знания в условиях информационного дефицита. Ведь всемирная сеть еще не была так сильно развита, да и техническая сторона вопроса, откровенно говоря, подкачала. Домашний компьютер с доступом в Интернет был едва ли у каждого школьника. К тому же интернет был медленным, а многие материалы в «сети» отсутствовали. И вряд ли свое время за компьютером дети тратили на обучение. Больше, конечно, играли. Соответственно, единственными вариантами получения образования оставались школа, библиотека и репетиторы. Однако время не стоит на месте. И сейчас на просторах «интернета» школьник может найти практически любую учебную литературу, практические видео-уроки, мастер-классы и т. д. по каждой интересующей теме. Теоретические знания можно усвоить быстрее и в любое удобное время, при этом совершенно не важно, как ты выглядишь и во что одет, можно пересмотреть/остановить видео без необходимости переспрашивать учителя. Одновременно с эти пониманием школа постепенно превращается в «каторгу». Понижается учебная мотивация, потраченное на дорогу время превращается в пустую его трату и т.д. Единственной мотивацией становятся друзья и страх плохих отметок. Плюс наблюдается ухудшение ситуации с количеством учащихся в классах и отсутствием необходимых преподавателей в виду общей кадровой проблемы в целом. Нагрузка и ответственность учителя не соизмерима с его заработной платой. Учителя школ вынуждены преподавать в классах по 30+ учеников, и в большинстве своем работать в две смены шесть раз в неделю. Что может негативно сказываться на психологическом и физиологическом здоровье, а так же на качестве преподавания.
В чем по-прежнему незаменимы школы, так это в социально-адаптационном и воспитательном аспектах, формировании практических навыков и развитии самодисциплины. Очная форма обучения в школе особенно важна в начальных классах. Бесспорно, первые четыре года являются фундаментом для последующего развития учебных и социальных навыков. Поэтому здесь следует проявить особую осторожность в вопросах модернизации учебного процесса.
Помимо школ как таковых, в пересмотре нуждается и подход к обучению. Сейчас, несмотря на последние нововведения, обучение по прежнему направлено на то, что бы знания давать, а не учить их поиску. С одной стороны, это может показаться верным решениям. Особенно в условиях ограниченного времени для усвоения одной дисциплины, а так же практически полного отсутствия практических занятий. С другой стороны, современные объемы информации вынуждают нас уметь в этом «океане» ориентироваться, отсеивая недостоверные или же «лишние» знания. И развивать это умение необходимо как можно раньше. Конечно, введение в школах «проектной деятельности» является одним из методов по формированию «поискового» навыка. Однако в этом случае перед нами опять встает вопрос: «а когда все это делать и как?», если большую часть времени школьники находятся на занятиях, где практически все уроки сводятся к передаче информации от учителя к ученику. После чего они приходят домой, делают уроки, ложатся спать, на следующий день снова идут в школу и так по кругу. Шесть раз в неделю. Бесспорно, проектная деятельность – это прекрасная идея! Но только если она будет идти в тандеме с практикой и на нее будет время.
Но с другой стороны, главная задача школы – дать знания, научить. А если всю информацию можно получить не выходя из дома в любое удобно для ученика время с помощью цифровых технологий и дистанционного обучения, то зачем они вообще нужны? Эти школы. Не лучше ли перейти полностью на дистанционное обучение, научив детей самостоятельно ориентироваться в информационном потоке. И просто принимать у них «экзамены» и проекты.
Что, собственно, и наблюдалось в период пандемии. Но тогда это стало вынужденной мерой и, в чем то, настоящим открытием. Как говориться: «А что, так можно было?». Можно. А главное нужно! Вот где по-настоящему стало возможным применение технического прогресса. И вот где в полной мере стали развиваться умения по поиску необходимой информации, ее усваиванию и применению. Нельзя отрицать, что толчком к этому послужило отсутствие полноценной обратной связи с преподавателем в случае, когда полученная на онлайн-уроке информация не была воспринята в полной мере. Но в то же время, у детей было на это время. А если в их распоряжении имелся полноценный видео-урок, то они могли просто пересмотреть его, для лучшего усвоения материала. И, повторюсь, в удобное для него время. Кстати, особенно актуальным «время» стало для учащихся 2-х смен и их учителей. Обучение в дистанционном режиме проходило в одно время, так как отсутствовала проблема количества учеников в ограниченном пространстве школ. Что позволяло детям и взрослым закончить обучение раньше. А учителям, в случае записи видео-лекций, уменьшить существующую нагрузку.
Однако, как уже говорилось ранее, полный переход с очного на дистанционное обучение лично я считаю нерентабельным. Ведь в данном случае теряются важные составляющие обучения. На собственном опыте могу сказать, что во время пандемии моя учебная, профессиональная мотивации и самодисциплина серьезно упали. Так же пострадали практические навыки, которые не были достаточно сформированы. Но я – взрослая сформировавшаяся личность. К тому же, владеющая навыками поиска информации и желанием развиваться в практической сфере своей деятельности. И, смею думать, не нуждающаяся в воспитании. Что нельзя сказать о школьниках и, в особенности, о младших школьниках. В их случае отсутствие обратной связи с преподавателем, отрыв от коллектива, отсутствие практической деятельности (пусть и в малом ее количестве) становится настоящей проблемой. А незакрепленные практикой, плохо усвоенные знания со временем забываются. Что можно наблюдать в данный момент у детей средней и старшей школы. С младшей, как правило, дополнительно занимались родители.
В связи с этим, дистанционное обучение в чистом виде, так же как традиционное очное обучение в школе, кажутся мне несовершенным и устаревшим. Поэтому я считаю, что их эффективное совмещение может стать будущим для современного образования. Стоит только взять лучшее из обоих и качественно интегрировать.
К примеру, если говорить о нагрузке преподавателей и удобстве учеников, то можно преобразовать подачу теоретического материала в видео-лекции по каждой отдельной теме. Что избавит учителя от необходимости тратить свое время и силы для того, чтобы раз за разом объяснять одну тему пяти седьмым классам. А ученикам позволит вернуться к данным темам, а так же не отстать от материала в случае пропуска занятия. Одновременно с этим, практические занятия будут проходить в традиционном очном режиме. Соответственно, практические и лекционные занятия можно будет чередовать. По моему мнению, это так же позволит избавиться от второй смены в школах. А значит у учащихся и преподавателей появится больше свободного времени, что позволит школьникам более полно реализовывать свою проектную деятельность.
В то же время некоторые практические занятие так же можно перенести в дистанционный режим без потери их эффективности и учебной мотивации учащихся. К примеру, проводить уроки биологии, иностранного языка, музыки и т.д. в условиях компьютерных многопользовательских игр. Так, к примеру, преподаватель английского языка эффективно работала с детьми в игре «Майнкрафт», в то время как американский учитель математики провел урок геометрии в игре «Half-Life: Alyx». Так же совмещение дистанционного и очного обучения в полной мере поможет детям в освоение такого предмета как информатика.
Я считаю, что такой смешанный метод обучения благоприятно повлияет на отношение детей как к учебе, так и к школе в целом. Так же я думаю, что практические занятия станут более интересным, так как у преподавателей появится больше времени для их организации и проведения. Проведение исследовательской деятельности и дебатов благоприятно повлияет на стремление учащихся к поиску новых знаний. Так же, в случае совмещения двух форм обучения, воспитательный аспект и самодисциплина учащихся не должны пострадать. Напротив, чем детям интереснее учится, тем больше они хотят это делать.
Подводя итоги, следует отметить что необходимость срочной модернизации образовательной системы вследствие эпидемии короновирусной инфекции привело к тому, что эта самая система уже никогда не будет прежней. Дистанционное обучение, несмотря на ряд существенных минусов, доказало свою эффективность. Что заставило нас по-новому взглянуть на традиционное очное обучение и понятие «школа» в целом. Предоставляемые технологическим прогрессом возможности позволяют нам эффективно совмещать очное и дистанционное обучение. А так же удовлетворить настоящие запросы общества к основным компетенциям современного человека с учетом индивидуальных особенностей оного. Благодаря совмещению данных форм обучения мы можем преодолеть такие проблемы как: нагрузка преподавательского состава; нехватка времени для всестороннего изучения предмета и наработки практических навыков; отсутствие самодисциплины и учебной мотивации; вынужденное функционирование школы в режиме 2-х и более смен; отсутствие воспитательного аспекта; формирование и развитие умения «учиться»; формирование навыков поиска информации; нарушение психологического и физиологического здоровья учащихся; восприятие школы как «тюрьмы».
Список использованной литературы:
-
Абдуллаев Д.А., Муцурова З.М. Организация дистанционного обучения в школе // МНКО. 2019. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-shkole (дата обращения: 23.02.2021).
-
Капустин, Юрий Иванович. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Капустин Юрий Иванович; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения РАО]. - Москва, 2007. - 419 с.
-
Мякишева Ю.В., Федосейкина И.В., Сказкина О.Я., Алешина Ю.А., Богданова Р.А. ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. №74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-protsesse-prepodavaniya-biologii-v-usloviyah-ochnogo-i-distantsionnogo (дата обращения: 23.02.2021).
-
Мерекина И.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya-1 (дата обращения: 23.02.2021).
-
Новоселова Дарья Викторовна, Новоселов Дмитрий Валентинович ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 23.02.2021).
-
Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2007. - 448 c.
-
Смогоржевский Д.А. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // StudNet. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 23.02.2021).
-
Шатуновский Валерий Леонидович, Шатуновская Елена Александровна Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. №9-1 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-distantsionnom-obuchenii-organizatsiya-i-obespechenie-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 23.02.2021).