СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Элементы психотерапии в работе логопеда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность коррекционной работы зависит от учёта индивидуальных особенностей ребёнка, что будет способствовать преодолению речевых дефектов.В связи с этим особое внимание в работе логопеда уделяется общим психотерапевтическим техникам. В статье описаны элементы психотерапии в логопедической практике, даны практические советы о действенной фиксации положительного результата, способах поощрения ребёнка-логопата.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Элементы психотерапии в работе логопеда"»

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА


«Я не могу, у меня ничего не получается», — обычно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего, игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.


КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА?

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель — должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПООЩРЕНИИ


Один из важнейших элементов психотерапии — поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.) формах.


Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественнее.

Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

ГЛАЗА В ГЛАЗА…


Занимаясь с ребенком,

• сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении — к результатам, которых вы оба ждете;

• занимайте позицию Левелинга — на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу);

• следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);

• принимайте ребенка таким, какой он есть;

• будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он — интерес к тому, что он делает);

• оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

• никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.


СТАНЕМ НА ЯКОРЬ!


Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать?

Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено ни одной из известных методик, но многие логопеды ставят. Одну-единственную оценку — 5, но разных размеров.

Когда ребенок еще не добился никаких результатов, его хвалят и ставят маленькую пятерку. Появляются первые успехи — пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение.

Итак, маленькая или большая пятерка — это якорь.


Еще один якорь, т.е. действенная фиксация положительного результата, — это нежные прикосновения (объятия, похлопывания) к ребенку (с правой стороны) теплыми руками и вербальная оценка его достижений.


ЧТО ЕЩЕ?


Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка — успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.






А ТАКЖЕ….


Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.

Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?

Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.

Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.

Способ общения с ребенком каждый логопед выбирает по ситуации.