СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Естественнонаучная грамотность: диагностика и формы организации учебного процесса для формирования данного вида функциональной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены примеры заданий для стартовой диагностики естественнонаучной грамотности обучающихся первых классов. А также методы и приёмы работы для формирования данного вида функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Естественнонаучная грамотность: диагностика и формы организации учебного процесса для формирования данного вида функциональной грамотности"»






Естественнонаучная грамотность:


Диагностика. Формирование.




Автор: Лилия Анатольевна Зубкова,

учитель начальных классов.

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

город Сургут, ХМАО-Югра.













2023 г.

В школу приходят разные ребята: со своими способностями, увлечениями, интересами, со своей индивидуальностью. Как подготовить их к жизни и не подавить индивидуальность? Ответ прост и сложен одновременно: развивать функциональную грамотность.


Что отличает ученика с уже развитой функциональной грамотностью?

  • он успешно решает разные бытовые проблемы;

  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  


Какой же урок развивает функциональную грамотность? Это урок, на

котором:


  • Материал привязан к реальности, дети могут примерить ситуации на себя и ответить на вопрос «Зачем я это узнал?»;

  • Ученик может сделать вывод самостоятельно, применяя навыки критического мышления;

  • Урок соответствует возрастным особенностям обучающихся;

  • Ребята используют знания, полученные на других занятиях (межпредметные связи);

  • На уроке сочетаются разные формы деятельности: работа в группах, парах, использование видеофрагментов, ролевые, деловые игры и т.д.


Одной из составляющих функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Требования компетентностей естественно-научной грамотности:

  • научно объяснять явления;

  • оценивать и планировать научные исследования;

  • научно интерпретировать данные и доказательства.


Опираясь на описанные критерии и требования компетентностей естественнонаучной грамотности были составлены задания для стартовой и промежуточной диагностики обучающихся параллели первых классов. Также обязательно соблюдались следующие условия:


- Задача ставится  вне предметной области, а решается с помощью предметных знаний.. 

- В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся.

- Вопросы излагаются простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

- Используются иллюстрации: рисунки, таблицы. 


Представим примеры таких заданий.


Задание 1

В школе проводится фотовыставка “Растения нашего края”. Деревья, кустарники и травы будут выставлены в разных по цвету залах. Ребятам нужно подписать названия растений. А также с помощью цвета обозначить, в какой зал попадут данные деревья, кустарники и травы.



 Характеристика задания

Компетенции

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

тематическая область

классификация растений на деревья, кустарники и травы; названия растений.

контекст/ситуация

практический

когнитивный уровень/трудность

высокий



Задание 2

Марина и Андрей сидят за одной партой. Они получили общее задание: разделить данные картинки на две группы. Помоги  определить, на какие две группы можно разделить объекты, изображённые на картинках. Объекты одного вида отметь знаком  “плюс”, другого - знаком  “минус”.



 Характеристика задания

Компетенции

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

тематическая область

умение делить объекты на искусственные и естественные

контекст/ситуация

практический

когнитивный уровень/трудность

средний


Задание 3

Митя и Полина летом наблюдали за птицами и делали зарисовки. Осенью принесли свои рисунки в класс. Дети предложили одноклассникам разложить картинки в нужной последовательности. Помоги ребятам выполнить это задание.



 Характеристика задания

Компетенции

научное объяснение явлений

тематическая область

представление о смене состояний объектов во времени.

контекст/ситуация

образовательный

когнитивный уровень/трудность

средний



Используя такие задания, мы провели стартовую диагностику. Хотим представить результаты данной диагностики обучающихся параллели первых классов.



Сводная диаграмма по параллели первых классов:


Полученные данные свидетельствуют преимущественно о среднем стартовом уровне сформированности естественнонаучной грамотности и открывают широкое поле для выстраивания дальнейшей работы по формированию достаточного и высокого уровня данного вида функциональной грамотности. Этот процесс продолжался до конца учебного года. Периодически ребятам предлагались типовые задания, как на стартовом тестировании.


Для эффективного формирования естественнонаучной грамотности

школьников педагогами применялись методы и приемы, которые направлены

на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе

активной мыслительной и практической деятельности.

Этот процесс в первую очередь обеспечивается программой, по которой наша гимназия работаем уже много лет. Это УМК Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букварёвой, который представляет собой процесс ознакомления детей с окружающим миром, построенный на элементах научного наблюдения и эксперимента.



Главным нашим инструментом в ходе реализации данной программы

является метод проблемного обучения, в ходе применения которого подача

нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка

она является интеллектуальным затруднением, которое разрешается

совместными усилиями педагога и обучаемых.



В качестве примера можно представить один из основных приёмов работы на уроках окружающего мира. Это приём «Исследование в форме наблюдения». Он позволяет провести самостоятельное исследование, понаблюдав за изучаемым объектом, записать результаты по заданной форме, провести защиту своих выводов. Например: провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней – утром и вечером. Объекты наблюдения:

  • Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха; закономерность изменения температуры за определённый промежуток времени.

  • Осадки, их общее количество, виды осадков, время выпадения.

  • Облачность, распределение облачности по дням, её изменения в течение суток.

  • Атмосферное давление. Изменения давления.

  • Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность и т.д.



Также предлагаем ряд интересных общих методов и приёмов по

формированию естественнонаучной грамотности, которые в том числе можно использовать на разных уроках для формирования любого вида функциональной грамотности.



Метод «Древо решений» - популярный метод, используемый для выбора

наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Класс делится на 3-4 группы с одинаковым количеством участников. Перед всем классом ставится проблема. Задача: найти варианты её решения, определить самый лучший вариант. Группа обсуждает проблему и делает записи на своём дереве. Далее группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Или все идеи собираются на общем дереве.

Метод «Карусель». Он предполагает, что ученики работают в небольших группах, размышляя в поисках ответа на заданный вопрос. Им предоставляется возможность совместного оценивания идей других групп и использования этих идей в качестве основы для окончательного формирования своих ответов на поставленный вопрос.


Метод «Инфо-карусель». На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет полученные задания. Время выполнения ограничено. По истечении времени группа заканчивает работу за своим столом, переходит к другому и продолжает работу предыдущей группы над другой или той же самой задачей.


Приём «Фишбоун» (рыбная кость). Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант:



Важное значение имеет каждая часть «скелета рыбы»:

    • голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;

    • на косточках с одной стороны (сверху или справа) отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы;

    • косточки с другой стороны (снизу или слева) подтверждают информацию соответствующими фактами;

    • хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме.


Самые важные понятия и факты обычно располагаются ближе к голове, т.е. начинают всегда с самого важного. Фишбоун помогает не только систематизировать информацию, но и учит четко и лаконично выражать свои мысли — для длинных записей на скелете рыбы просто не хватит места.


Приём «Корзина идей». Приём позволяет выяснить педагогу всё, что знают и думают ученики по изучаемой теме. На доске можно нарисовать значок корзины, в который условно будет собрана вся информация.


Приём «Да-нетка» Учитель загадывает объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет". Данный приём формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.



В завершение хочется отметить, что способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения уровня естественнонаучной грамотности в частности и функциональной грамотности в целом логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Важно помнить, что сегодня одних академических знаний недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. А функционально грамотный ученик это на современном этапе развития образования индикатор его качества.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!