В связи с тем, что большую часть времени ученики проводят на занятиях в школе в сидячем положении, проведение физкультминуток – подвижных пауз во время уроков является важным педагогическим условием организации процесса обучения. Физкультминутки являются мерой профилактики болезней, помогают снять мышечное и умственное напряжение у детей. Важно избегать длительного, непрерывающегося сидения. Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. Физкультминутки разрабатываются и вводятся в учебный процесс с целью снятия усталости, нормализации внимания и активности, восстановления силы и рабочего настроения у учащихся. Обычно такие физкультурные паузы или физкультминутки помогают взбодрить детей и повышают их дисциплинированность. Физкультминутки могут быть как тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений с определенным единым сюжетом, так и представлять собой последовательность из 4–5 несложных общеразвивающих упражнений. Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка. Приведем некоторые примеры:
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Самолёты загудели.
Самолёты загудели(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели(присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
В небе плавает луна
В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.(Руки вверх.
Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой)
И пониже перевесить.(Руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся)
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.