СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование базовых исследовательских действий на уроках математики у обучающихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются примеры разработанных математических заданий, которые можно применять для формирования базовых исследовательских действий у учеников 1 класса. Содержание статьи раскрывает особенности, позволяющие создавать задания на основе принципов системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и, тем самым, не только реализовывать требования ФГОС НОО 2021 г, но и наполнять образовательный процесс яркими, интересными заданиями, которые может сконструировать учитель самостоятельно

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование базовых исследовательских действий на уроках математики у обучающихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"»

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА



Ефименко Марина Сергеевна

Студентка 3 курса

Научный руководитель Вахромеева Т. А.

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1»

Г. Красноярск, Красноярский край



1 сентября вступил в действие обновленный Федеральный государственный стандарт начального общего образования. В данном документе появились значительные изменения требований к результатам освоения данной программы. Обновлены требования к познавательным универсальным действия. Отдельно выделена новая группа результатов- базовые исследовательские действия. К ним относятся следующие действия «сравнивать несколько элементов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев)», «формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования)» [1, с. 34]. Таким образом, на всех уроках, включая математику, должны формироваться базовые исследовательские действия. Однако стандарт принят и реализуется учителями первых классов с этого года, а содержание учебников осталось не изменённым. Учитель вынужден сам подбирать, конструировать и модифицировать задания для формирования базовых исследовательских действий у учеников.

В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова уже закладываются основные принципы, которые и позволяют формировать базовые исследовательские действия, начиная с первого класса. А. Б. Воронцов и Е. В. Чудинова писали: «основное содержание развития в процессе школьного обучения состоит в превращении ребенка в субъект учения» [2, с. 17] и «эта потребность реализуется в решении учебных задач, при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания» [2, с. 64]. Освоение способов действий в данной системе не происходит через информацию в готовом виде. Ученики ведут поисково-исследовательскую деятельность, чтобы найти тот самый подходящий и эффективный способ, а для этого необходимо относиться критически к любой информации. В системе развивающего обучения исключается возможность подражания готовым образцам действия, здесь ошибка – это не то, чего стоит бояться, у каждого ученика есть возможность свободно выражать своё мнение, демонстрировать идеи и выдвигать предположения о том, как выйти из затруднений. По мнению А. Б. Воронцова и Е. В. Чудиновой: «такие дети к концу начальной школы способны самостоятельно ощутить границу своих знаний и осуществить осознанный выход за ее пределы» [2, с. 68]. Умение выдвигать предположение, искать, анализировать, делать выводы-это и есть исследовательские действия.

Согласно авторской программе по математике С.Ф. Горбова и В.В. Давыдова с 1 класса ученики работают с величинами. При этом выделение каждой конкретной величины происходит в первую очередь с овладением определенного способа сравнения предметов. Так, например, представление о площади происходит «через наложение плоских предметов друг на друга сначала непосредственное, а затем с разделением на части и перегруппировкой частей», а представление о длине через прикладывание предметов, определенным образом друг к другу [3, с. 119]. Особое внимание в данной программе мы отводим длине и площади. Авторы выделяют основные предметные результаты, связанные с величинами: «способность различать разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнение предметов и «способность отмерить величину с помощью данных мерки и числа, измерить величину заданной меркой и описать эти действия с помощью схем и формул» [3, с. 124]

На основании анализа программы и учебников, нами были выделены подходы к разработке математических заданий, направленных на формирование базовых исследовательских действий. Первый подход предполагает выполнение заданий учениками руками, это некий прообраз опыта, который проводит исследователь. Второй подход предполагает отсутствие указаний в задании, каким способом должен действовать учащийся. Представим одно из заданий.

Задание 1. Андрей возвращался домой после школы, но привычный путь, по которому он добирался из-за ремонта ближайших зданий, перекрыли (рис. 1). Поэтому Андрей пошёл в обход. На сколько Андрей сделает шагов больше по новому пути, чем по привычному?

Для реализации задания необходимо организовать образовательное пространство класса. Рекомендуем с помощью малярного скотча смоделировать пути на полу в классе (рис. 1). Данное задание предусматривает возможность выбора способа действия, где ученики подбирают наиболее подходящий предмет-помощник (линейка, бумага, различные ленты, шнурки), чтобы измерить и сравнить длину данных путей.



Рис.1. Путь школьника домой

Чтобы выполнить данное задание школьники подбирают различные предметы-посредники, которые им могут помочь в сравнении и измерении. При апробации задания ученики смогли его выполнить с помощью посредника-ленты, которая показалась им подходящей по длине. Поиск такого подходящего посредника стал для учеников исследовательской задачей, ведь линейку невозможно приложить к криволинейной фигуре, и смоделированный путь на полу тоже не дает возможности приложить один раз короткую линейку. Ученики, выполняя данное задание, показали свое владение способом сравнения и измерения предметов по длине, доказали эффективность этого способа. При выполнении задания у учеников возникло несколько вариантов решения задачи, которые сравнивали между собой и выбирали тот, который удобный, эффективный. Таким образом, в процессе выполнения задания формировались базовые исследовательские действия.

Продемонстрируем пример еще одного задания для учеников 1 класса: Оля – начинающий кондитер. Девушка решила принять участие в ярмарке, приготовив пирожные. Какой формы коробка является наиболее подходящей, чтобы привезти на ярмарку как можно больше пирожных, в целости и сохранности.

Второе задание направлено не только на формирование исследовательских действий, но и на владение способами сравнения предметов по площади и измерения их с помощью мерки. Данное математическое содержание осваивается в системе РО в 1 классе. Для выполнения задания обучающимся предоставляются различные предметы, которыми они могут использовать для выполнения задания (линейка, бумага, различные ленты, шнурки, коробки). Важно для задания представить три коробки, которые ученики будут использовать как объект исследования. Первый вариант - большая коробка, основание которой имеет форму круга, второй вариант - прямоугольная коробка, меньше первой и третий вариант - это две небольшие коробки, основания которых имеют форму квадрата. В задании известно, что пирожное имеет основание квадратной формы и ученикам предоставляется мерка равная этому пирожному (заранее упоминается, что высота пирожных не имеет значение). При апробации ученики поспешно принялись рассчитывать, сколько данной мерки может поместиться на дне коробок (Рис. 3) Многие делали вывод о том, что измерять по этой мерке долго, поэтому с помощью бумаги пытались увеличить мерку. Так с помощью прикладывания ученики смогли доказать, что второй вариант упаковки наиболее удобный и безопасный в отличие от круглой коробки, в которой может поместиться большее количество пирожных, но перевозить их будет небезопасно из-за свободного места. Третий вариант не подошел, даже не смотря на то, что таких коробок две – пирожных поместилось меньшее количество.

При выполнении данного задания первоклассники продемонстрировали владение способом сравнения и измерения площадей, они доказали это на основе своих практических действий. Помимо этого, из нескольких вариантов они смогли выбрать подходящий вариант коробки не только с помощью способов сравнения и измерения площадей, но и, ссылаясь на жизненный опыт, который подсказал, какая коробка будет безопаснее при перевозе.

Задания, которые были продемонстрированы в статье, не имеют указаний на способ действия, на конкретные понятия, они дают возможность подтверждать свои выводы практически, работая руками, что важно для учеников 1 класса. И самое главное помогают формировать базовые исследовательские действия. Таким образом, мы полагаем, что если систематически использовать в работе данные задания, то к концу 4 класса мы сформируем базовые исследовательские действия.



Список литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

2.Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова - М.: Издатель Рассказов А. И., 2004. - 304 с.

3. Авторская программа по математике В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева [Электронный ресурс] - URL: http://files.lbz.ru/authors/nsh/1/prog-davydov.pdf, свободный.