Формирование читательского интереса обучающихся 3 класса посредством организации визуального образовательного пространства на уроках литературного чтения
Суслова Карина Алексеевна
студентка группы 21П-6 специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения посредством организации визуального образовательного пространства.
Ключевые слова: читательский интерес; визуализация; младший школьник.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой [1].
В младшем школьном возрасте формируются основные нравственные качества, желание учиться и творчески работать. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, постепенно вытесняющая игровую. Именно через игру ученик все еще опосредует систему отношений с окружающим миром, приобретает самостоятельно новые знания, учитывая наглядно-образное мышление, важно подбирать такие методы и приемы, которые будут помогать при усвоении новых знаний, таким образом, важно создать вокруг обучающихся среду, которая также будет на это направлена. В последнее время все большее внимание уделяется визуализации образовательного пространства [3].
Н.В. Самойлова считает, чтобы сформировать у младших школьников читательскую грамотность, необходимо решить следующие задачи:
заинтересовать учащихся чтением;
развивать этот интерес к созданию постоянной потребности в чтении;
научить выбирать литературу, учитывая возрастные и личностные интересы;
создать надлежащие психолого-педагогические условия для восприятия, понимания и оценки прочитанного;
формировать навыки анализа художественного произведения;
организовывать исследовательскую работу школьников;
развивать устную и письменную речь учащихся;
работать над постоянным усовершенствованием эстетического вкуса школьников [3].
На основании многочисленных исследований (Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова и др.) установлено, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития визуального мышления. Визуальное мышление помогает перевести знание, приобретаемое детьми посредством наблюдения, в разряд личностно-ориентированных, сделать информацию личностной принадлежностью человека [4].
Обратим внимание на основные принципы подбора и использования визуализационного материала на уроках:
1. Информативность, сконцентрированность и уместность. Не стоит визуализировать что-либо и ради чего-либо. Перенасыщение урока визуальными образами - такой же его недостаток, как и недостаточность наглядного изображения. Тогда в голове учащихся может остаться калейдоскоп всевозможных картинок, по которым они не рассмотрят основного. А самое главное в обучаемом материале и требует визуализации - важнейшие идеи, положения, вербальные символы, образы, классификации и т.д. Уместна визуализация тогда, когда она способствует заинтересованности учащихся учебным материалом, облегчает его понимание и помогает усвоить и запомнить самое главное.
2. Разнообразие. Однотипные образцы рано поздно ли вызовут у учащихся скуку именно из-за предсказуемости, поэтому важно стремиться к разнообразию. Среди современных визуализационных средств можно выделить как традиционные для школы (разнообразные схемы, коллажи, опорные конспекты, информационные плакаты), да и новейшие (инфографика, кроссенсы, фишбоуны, облака слов, интеллект-карты, скрайбинг, кардмейкинг, скрапбукинг, дудлы, интерактивные плакаты и презентации, гифки, фотореконструкция и тп). Учащимся следует предлагать использовать спектр визуализационных средств, не ограничивать их в выборе.
Остановимся подробнее на приемах организации визуализационного образовательного пространства на уроках литературного чтения. Например, создание интеллект-карты. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Стрелочками показываются связи между идеями, ключевые слова выделяются другим цветом, используется другой шрифт и т.д.
3. Эстетическая привлекательность и эмоциональность. Современному учителю во многом помогут труды по педагогическому дизайну. В частности, большую роль в восприятии визуализационного материала играет колористика. То есть визуализационные материалы должны восприниматься глазом ученика как нечто приятное, интересующее. Учитывая психику школьника, информационные плакаты могут быть светлыми, нежными, в меру яркими (нельзя использовать люминесцентные).
цвета), но не темными и пасмурными. Они должны притягивать к себе глаз и поощрять ученика всматриваться в детали, быть несколько игровыми, вроде бы приглашать: ну ведь поиграй со мной, вспомни что-то, декодируй заложенную во мне информацию.
4. Доступность для понимания, соответствие возрастным особенностям.
Рассмотрим некоторые из современных визуализационных средств, эффективно используемых в процессе преподавания литературы в школе.
Метафорические схемы (дом, дерево, книга, корабль, цветок и т.д.). Особенно популярной в последнее время стала инфографика (англ. informationgraphics; infographics) - это сокращенное название информационной графики, графический способ подачи информации, наглядность данных, целью которой является быстрое и четкое выражение необходимого материала. Инфографика рассказывает о чем-либо прежде всего за помощью разнообразных изображений, небольшого количества слов и цифр.
По сути, это визуальное представление знаний, которое может содержать максимально сжатый текст по какой-то теме, то есть самые главные и интересные данные. Инфографика может быть представлена в разных формах: карикатуры, графики, диаграммы, иллюстрации, таблицы, схемы, карты, эмблемы или плаката.
Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг [5]. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.
Таким образом, визуализация - это помощник ученика в работе над произведением, в развитии воображения и фантазии, запоминании важных фактов по теории и истории литературы, а главное - в выражении ходе подготовки и вид искусства, органически совмещающий видео и поэтический текст, который либо декламируют, либо представляют графически.
Подбор визуального ряда к стихотворению, поиск лучшего образца видео поэзии с соответствующей аргументацией (почему в обработке образцов визуализации, прежде всего, в организации визуального образовательного пространства развивается умение критически анализировать учебный материал, выделять в нем главное, переводить в зрительный план и эстетически оформлять полученный образ). А для учителя визуализация –это способ, который поможет сделать уроки незабываемыми. Ведь не случайно, когда человек что-то хорошо понимает, помнит и воображает, он говорит: это стоит у меня перед глазами [2].
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) — М.: Просвещение, 2021.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 236 с.
Климова, Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013.
Рожкова, Г. И., Токарева, В. С. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. – М.: Владос, 2001. Сосновская И. В.
Тихомирова, И. И. Детское чтение как ценность культуры нации / И. И. Тихомирова // Чтение в системе социокультурного развития личности: Сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара / сост. Г. В. Варганова. - М., 2017. -С. 7-11.