СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья.Формирование читательской грамотности – базовая основа формирования УУД (работа ТГ по формированию читательской грамотности )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о работе  Творческой группы по формированию функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Статья.Формирование читательской грамотности – базовая основа формирования УУД (работа ТГ по формированию читательской грамотности )»

Формирование читательской грамотности – базовая основа формирования УУД (работа ТГ по формированию читательской грамотности )

Казакова Л.В.,

руководитель творческой группы

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» (В.А.Сухомлинский)

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, отсутствие у детей и их родителей интереса к книге. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать.

Следуя из требований сегодняшнего общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.

Проблема, о которой мы говорим, масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему можем решить мы, обычные учителя? Что мы можем сделать в данной ситуации? Как помочь школьнику не утонуть в огромном потоке информации ? Для этого нужно разобраться , в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» ?

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию , умение найти ей применение в определенной жизненной ситуации.

Ну и конечно, читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. А функциональная грамотность – это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Таким образом, главная задача современной школы заключается в воспитании динамичной личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, овладевающая новыми знаниями и умениями, умеющая свободно, творчески мыслить. Одной из ключевых составляющих такой личности является читательская грамотность.

Значит, перед школой ставится новая задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося.

Кроме того, в соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

В нашей школе в прошлом учебном году творческая группа педагогов работала над методической темой «Формирование читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД».

Сначала был проведен педагогический совет, который состоял из двух частей: теоретической и практической. Это позволило еще раз обратить внимание на понятия «читательская грамотность», «читательская компетентность», определить место читательской грамотности в результатах ФГОС, обозначить имеющиеся проблемы в нашей школе, наметить пути их решения и подобрать эффективные методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочное время.

Следовательно, обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер.

Поэтому, педагогу, в первую очередь, самому необходимо изменить свой стиль преподавания :применять на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, различные приемы и методы работы с текстом.

Работу по формированию читательской грамотности мы начали с диагностики, чтобы определить уровень читательской грамотности и выявить «проблемные зоны».

Причем, начали с самих себя, то есть с педагогов. Мы прошли диагностику по Функциональной грамотности и определили педагогические умения, которые должны быть сформированы у учителя. К этим умениям относятся:

1.Компетентность в планировании и подготовке уроков:

2.Компетентность в управлении классом:

3.Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность

4.Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся:

5.Использование разнообразных методов оценивания.

Вторым этапом стал мониторинг сформированности читательской грамотности учащихся, который показал, что 16 % учащихся имеют низкий уровень.

По результатам диагностики стало видно, что требуется систематическая и целенаправленная работа по формированию читательской грамотности, поэтому была спланирована дальнейшая деятельность: включение заданий на формирование читательской грамотности в урок, в домашние задания, решение на сайте РЭШ и др.

Следующим этапом стала систематическая и целенаправленная работа на уроках, выбор приемов и способов формирования читательских умений в педагогической практике, различных по целям и содержанию и направленных на формирование и развитие специальных читательских умений различных уровней.

Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения учителя продумать алгоритм работы с текстом. Например:

1. Выбрать текст, который будет предложен ученикам для чтения на уроке (это может быть сплошной текст или его фрагменты, формулировки правил, определений, а также несплошной текст – таблица, схема и т.п.).

2. Определить место и роль данного текста на уроке:

- на каком этапе урока используется (актуализации, применения новых знаний, закрепления и др.).

3. Сформулировать задания для работы с текстом.

С учетом индивидуальных и возрастных особенностей классов мы занимались поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. В итоге сложилась система, которая была направлена на повышение мотивации к чтению, активизации познавательного процесса. Она включает в себя использование различных технологий, техник и приемов по формированию читательской грамотности: технологии критического мышления, «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка», технология проблемного обучения, проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, прием «Ассоциация», прием «Ключевые слова», прием «Да – Нетка» и др.

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!