СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Формирование читательской грамотности у младших школьников через олимпиаду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья " Формирование читательской грамотности у младших школьников через олимпиаду"»

Моргачёва Алина Александровна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студентка 3 курса

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Костюченко Юлия Александровна,

Попова Влада Анатольевна.


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЛИМПИАДУ



Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности младших школьников в структуре функциональной грамотности обучающихся. Раскрывается понятие «читательская грамотность», как базового компонента составляющего функциональную грамотность. Рассматривается вид деятельности - проведение олимпиады, обеспечивающий формирование читательской грамотности по литературному чтению.

Ключевые слова: читательская грамотность, олимпиада.


Выпускнику начальной школы необходимо отвечать всем требованиям ФГОС НОО [1] и чтобы достигнуть требуемых результатов, необходимо формирование читательской грамотности. Ведь умение читать – является фундаментом обучения и развития личности.

Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [4]. Читательская грамотность  включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).

Пановой Е.Е. говорит о том, что основным предметом в начальной школе, способствующим формированию читательской грамотностью, является литературное чтение. Научить младших школьников уже в начальных классах понимать художественное произведение, сделать учащихся вдумчивыми читателями - одна из важных задач уроков литературного чтения [2]. Для того чтобы ученик стал грамотным читателем, необходимы определенные условия. Первое условие – отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность. Второе – организация мероприятий по формированию читательских умений. Таким мероприятием может быть олимпиада. Олимпиадные задания в отличие от заданий контрольной работы требуют от обучающихся нестандартных решений.

Рассмотрим примеры олимпиадных заданий, которые были нами разработаны для обучающихся второго класса по литературному чтению.




Задание №1.

Прочитай отрывок из произведения В.А. Осеевой «Волшебное слово». Раскрась квадраты в те цвета, которые были использованы при описании красок Лены и одолженной краски Павликом.

…«Лена сидела за столом и рисовала. Краски — , , — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне , — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове…»

Задание №2.

1) Какая птичка в произведении К.Д. Ушинского «Дети в роще» дала детям умный совет? Запиши в ответ цифру. 1) Сорока 2) Малиновка 3) Филин 4) Ворон Ответ: ________

2) Запиши «умный совет» птички.

Данные задания олимпиады направлены на развитие таких читательских умений, как понимать основное содержания текста, понятий, основных идей; извлекать необходимую информацию из текста; делать выводы на основе явной информации; устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую.

Типы заданий включали в себя выбор из перечня ответов – тестовые (один или несколько ответов) и задания с развёрнутым ответом, требующие приведения аргументов из текстов, задания на установление логической последовательности, задания на соотнесение, сопоставление разных текстов, решение нестандартных заданий, требующих знания текстов произведений и биографий писателей.

По результатам олимпиады наиболее сложным для обучающихся были задания на понимание главной мысли текста, ее объяснения, даже при наличии конкретного отрывка. При чтении текстов у обучающихся вероятно не возникало мысленного образа прочитанного. Например, участникам олимпиады необходимо было определить изображение соответствующее образу «Великана» из рассказа В.В. Медведева «Обыкновенный великан». Обучающиеся не смогли понять переносный смысл слова «великан», который являлся олицетворением общих усилий ребят из рассказа. Семьдесят два обучающихся из ста сорока шести справились с заданием.

Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению.

Первое с чем стоит поработать – это развивать у учеников продуктивное, смысловое чтение. Целью такого чтения является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Рассмотрим приёмы, которые работают на данную цель.

Приём «Крестики-Нолики» проводится с обучающимися после прочтения текста. Обучающиеся работают в паре, задавая по тексту вопросы друг другу. Если ученик отвечает правильно, он делает ход – крестик или нолик. Таким образом, понимая тест, этот приём помогает обучающемуся стать думающим читателем. Приём «Сжатая информация» или «Резюме». Обучающие сначала читают текст. Когда текст прочитан, необходимо расставить информационные приоритеты, отделяя важное от периферийного и сжато перефразируя ключевые идеи, т.е. резюмировать прочитанное. И здесь важно обратить внимание на то, что мы не пересказываем текст, а подводим итоги (кратко излагаем наиболее важные идеи и моменты).

Обучая учеников резюмировать прочитанное, задавайте вопросы вроде: «Кто может пересказать эту главу, кратко сформулировав три наиболее важные события?» или «Кто может назвать два основных аргумента автора в пользу тезиса?» Подобные вопросы эффективны, так как они заставляют учащихся устанавливать ценность информации [3].

Подводя итог всему выше сказанному, через олимпиадные задания, в которых ученики показывают свои знания и понимание текстов, развитие навыков чтения, анализа, возможно, сформировать читательскую грамотность у младших школьников.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286)

2. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.

3. Лемов. Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов ; пер.с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014 — 416 с.

4. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности.



2