Формирование чувства патриотизма у дошкольников.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Так исторически сложилось, что любовь к Родине, чувство патриотизма во все времена были национальной чертой русского народа. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к Родине, своей семье, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому этот период жизни человека является наиболее благоприятным для формирования чувства патриотизма у ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в
языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Одним из методов воспитания чувства патриотизма у дошкольников является проектная деятельность, которая позволяет создавать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет использовать различные виды детской деятельности, способствует развитию познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности.
В своей работе я постоянно использую проектную деятельность. По формированию чувства патриотизма у моих воспитанников, разработала такие проекты: « Наша Родина – Россия», «День Победы», « Тула – город мастеров».
Целью этих проектов является осуществление комплексного подхода к воспитанию у детей чувства патриотизма. Приобщение дошкольников к истории и культуре, достопримечательностям своего города, своей страны – России, воспитание чувства любви и привязанности к родной стране; воспитание чувства гордости за свой народ, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны.
Детям очень нравиться принимать участие в проектах, так как в ходе проведения проекта они узнают много нового о истории своего города, страны. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании патриотического сознания очень огромно. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Воспитатель МБОУ ЦО №18
Глазкова Илона Вячеславовна
учебный корпус «Пчелка»