СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства: музыки и театра" (из опыта работы)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества. Поэтому, я убеждена в том, что  учитель музыки в школе должен стремиться к тому, чтобы уроки музыки стали основой  духовно-нравственного воспитания  личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства: музыки и театра" (из опыта работы)»

Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства:

музыки и театра

Трифонова И.В. учитель музыки и искусства



«В нашей стране не талантливы только лентяи»

Николай Алексеевич Островский





К теме моего выступления я, хочу привести высказывания великих творческих личностей, писателей: «Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»

Основная задача учителя музыки - воспитание души.

Считаю, что главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества. Поэтому, я убеждена в том, что учитель музыки в школе должен стремиться к тому, чтобы уроки музыки стали основой духовно-нравственного воспитания личности.

На своих уроках стремлюсь к тому, чтобы школьники научились ориентироваться в мире музыки, прививаю им музыкальный вкус, учу познавать мир и формирую образ мира средствами искусства. Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому необходимо соотносить материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории, географии, изобразительного искусства.

Например, изображение человеческого горя, подвигов, самоотверженности и красоты любви, служит темой во многих видах искусства. Искусство облагораживает и воспитывает человека, действует на него внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах.

Межпредметная связь делает уроки более выразительными, интересными, целостными.



Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать, поэтому на уроках мы рисуем. Например, в начальной школе мы поем песню «В лесу родилась елочка», просто выучить и спеть это не интересно, а если посмотреть мультфильм «», нарисовать музыкальную елочку, урок уже насыщен и интересен. В прошлом году мы украшали елочку музыкальными игрушками (нотки, музыкальные шкатулки, статуэтки), а в этом году я предложила нарисовать елочку из нотного стана и украсить. Посмотрите, что у нас получилось. По такому же принципу мы разучивали песню «Снеговик», самые интересные рисунки вы видите на слайде, хочу заметить, что рисунки ребят начальной школы более интересны, чем те же рисунки, учеников 5-х классов.

Наиболее ярко духовное воспитание отражено в программе по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинают своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.

Эта программа основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов: «Россия – Родина моя». «День полный событий», « О России петь – что стремиться в храм», «Музыка и изобразительное искусство», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Литература и музыка», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

С первого класса вместе с музыкальными произведениями дети начинают знакомиться с картинами русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»).

Большое внимание на уроках музыки стараюсь уделять и формированию уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Например: при изучении песни «Солнечный круг», детям 1-2 классов было дано задание нарисовать солнышко, а 3-4 классам тема войны и мира. Посмотрите что у нас получилось (слайд)

Учащиеся 5-7 классов, вместе с изучение песен, выполняют творческие задания, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развитию креативности, исследовательских умений. Например, «История создания военной песни», «Мой любимый исполнитель» , «Музыка 80-90-х годов», сообщение о любом детском композиторе. Предлагаю вашему вниманию посмотреть, что у нас получилось и попробовать отгадать какую песню мы изучали.

Духовно-нравственное воспитание продолжается не только в рамках образовательного процесса, но и вне школы. Ребята школьного музыкального театра участвуют во всех мероприятиях школьного, районного и городского уровней.

Театр - это всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. И как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля!

Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. 

Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель: сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества. 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что духовное, нравственное развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека, и решить все задачи этого направления не в наших силах, но именно современная школа и уроки музыки на сегодняшний день призвана дать человеку основные духовно- нравственные ориентиры.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!