СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлена статья на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе". В статье содержатся рекомендации по формированию функциональной грамотности, а также дополнительные задания для обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе"»

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Бройко Я.А.

Функциональная грамотность – это одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день.

Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применять полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Важно также научить обучающихся извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая

  • финансовая

  • естественнонаучная

  • глобальные компетенции

  • креативное мышление

  • читательская грамотность

Рассмотрим формирование математической, естественнонаучной и читательской грамотности на уроках английского языка на примере учебно-методического комплекта УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для начальной школы общеобразовательных учреждений (авторы: Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс) (далее – УМК)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Что должны научиться делать обучающиеся:

  1. Распознавать проблемы, возникающие в окружающем мире, которые могут быть решены средствами математики

  1. Применять математические понятия, факты, процедуры

  1. Распознавать геометрические фигуры



  1. Работать с информацией, представленной в графической форме



ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Что должны научиться делать обучающиеся:

  1. Сформировать начальное представление о многообразии объектов и явлений природы

  2. Развивать умение описывать и группировать изученные природные объекты и явления

  3. Приобретение базовых умений работать с информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе

ЗАДАНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА:



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Выбери одно из животных, представленных на картинке, и расскажи про него. Используй как образец рассказ про эму.



  1. Расскажи про африканского слона используя образец

This is a (an) ….

….. are from ….

….. are ….

The …..’s body and legs are …, its head and neck are …

…. can (can’t) …

They eat … and …




  1. Используя таблицу, угадай о каких животных идет речь. Опиши любое животное. Используй образец из упр. 2

It is from …

It is …

It has got ...

It has got …

It has got…

It is …

It eats …


tall

big body

big ears

long trunk

grey

grass and leaves


tall

big body

small head

long tail

brown

grass


big

long body

big mouth

short legs

green

meat



ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Что должны научиться делать обучающиеся:

  1. Понимать основное содержание текста

  2. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка

  3. Определять тему прочитанного текста (о ком или о чем говорится в тексте)

  4. Соотносить текст/части текста с иллюстрациями

  5. Использовать внешние формальные элементы текста (заголовок, иллюстрацию, сноску) для понимания основного содержания прочитанного

  6. Находить в тексте запрашиваемую информацию фактического характера

  7. Использовать языковую в том числе контекстуальную догадку для понимания основного содержания текста/нахождения нужной информации.

  8. Игнорировать отдельные незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста

  9. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, контексту

  10. Читать про себя и понимать запрашиваемую информацию представленную в несплошных текстах, таблицах

  11. Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица)

ЗАДАНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Расставь события так, как это происходило в тексте










  1. Продолжи предложения



  1. Lulu’s favourite day is ….

  2. In the morning, she has breakfast, then she ….

  3. Then, at one o’clock, she ….

  4. In the afternoon, Lulu….

  5. In the evening, she …

  6. Then, at nine o’clock, Lulu …



  1. Соотнеси время на часах и события, продолжи предложения

She goes to bed …

She comes home and has lunch with her family at …

She gets up at …

She has supper ...



  1. Соотнеси действия с временем суток

In the morning

In the afternoon

In the evening
























have breakfast, have lunch, visit her grandma and grandpa, listen to music, get up, go to bed, have supper, watch a video, play games



ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Приведем примеры использования игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе для формирования математической грамотности.

Игра «Комары». Напишите на доске 10 числительных, обведите каждое в кружочек, дорисуйте крылышки и жало. Объясните детям, что это комары. Попросите одного из обучающихся выйти к доске, дайте ему «хлопушку» (это может быть свернутый листок бумаги). Остальные обучающиеся, по очереди называют числа, написанные на доске. Ведущий должен ударить по «комару» с названным числом.

Игра «В магазине». Изучая тему Shopping, предлагаем ролевую игру «In the shop». Ученику-продавцу необходимо понять, сколько денег он должен взять с покупателя. Преподаватель готовит карточки с указанием количества вещей и стоимости одной такой вещи. Использованные данные, конечно, зависят от возраста ученика и его знаний по математике.

Игра «Водяной». Напишите на доске мокрым пальцем число. Обучающиеся должны вспомнить и назвать это число. Как только дети освоят принцип игры, можете предложить им самим писать «мокрые» числа.

Игра «Сколько букв?» Обучающимся необходимо записать свои имена и посчитать количество букв в слове.

Игра «Какая по порядку?» Обучающимся необходимо записать свои имена и назвать, какая по порядку в английском алфавите каждая буква в имени.

Игра «Какой у меня номер?» Учитель вызывает одного ученика и прикрепляет ему на спину листочек с номером (в пределах изученных цифр). Задача ученика отгадать свой номер, указанный на спине, задавая вопросы типа ‘Is it three?’, ‘Is it four?’, Is it nineteen?’

Игра «Назови номер телефона». Для игры необходимо приготовить различные номера телефона, положить их в коробочку. Задача обучающихся выбрать номер телефона и назвать его на английском языке. Также можно предложить ученикам назвать номер своего мобильного телефона, что повышает их интерес к выполнению задания.

Игра «Который час, Мистер Волк?» Учитель выполняет роль Волка и встает спиной к обучающимся. Дети становятся на расстоянии от учителя и задают вопрос ‘What’s the time, Mr.Wolf?’ Учитель, не оборачиваясь, называет время. Например, ‘two o’clock’. Обучающиеся делают столько шагов, сколько указано во времени. Игра продолжается до тех пор, пока обучающиеся не подойдут совсем близко к учителю. Затем со словами ‘Dinner time’ учитель поворачивается к ним и пытается поймать одного из них.

Игра «What can a shape be?» Дети должны нарисовать, чем может быть данная геометрическая фигура. Например, a circle сan be a sun (круг может быть солнцем).

Игра «Сколько фигур?» Обучающимся нужно нарисовать рисунки с использованием изученных геометрических фигур (или взять готовые рисунки). Затем в парах им нужно разыграть диалог типа: How many squares can you see? – I can see ...squares.



ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Игра «Найди тень». Ученикам предлагаются силуэты материков, карточки с изображением материков, физическая карта

Учитель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассмотреть их. Далее учитель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку, затем назвать материк по-английски. Еще один вариант игры учитель предлагает детям разложить тени на соответствующие материки на карте, затем вспомнить названия этих материков.

Игра «Найди нужный флаг». Ученики показывают флаг страны, названной учителем, и отвечают на вопрос «Как называют жителей страны?»

Игра «Помоги животным добраться до дома». Ученикам предлагаются фигурки, картинки животных разных континентов и их необходимо расселить на карте по местам их обитания.

Игра «Который час?». Соотнести время на циферблатах, со временем показанном на электронных часах.



ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ассоциации. Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?

2) О чем, по-вашему мнению, этот текст?

3) Откуда возможно взят данный текст?

Мозаика (реставрация текста). Сложение целого текста из частей. Текст делится на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Работа со словарем. Учащимся дан тест, значения слов, изображены картинками, необходимо найти слово в словаре и заменить им картинку.

Слушаем и читаем. Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.

Слушаем и повторяем. Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, а также отрабатывает произношение.

Рифмы. Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.

Поиск грамматических форм и конструкций. Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.

Ошибки. Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.

Правильно/неправильно/не упоминается. После прочтения текста учащиеся определяют какие предложения верны, неверны, и какая информация в тексте отсутствовала.

Ответы на вопросы. Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.



ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ



  1. https://learningapps.org/1741344




  1. https://edu.skysmart.ru/homework/new/584













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!